Письма Минпросвещения РФ

25 Июля, 2023 ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 10 июля 2023 года № 04-ПГ-МП-24169

епартамент цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам использования информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум» (далее - ИКОП «Сферум»), и в рамках своей компетенции сообщает.

Использование современных цифровых технологий является особенно актуальным в условиях роста потребности участников образовательных отношений в получении качественных образовательных услуг и с целью предоставления обучающимся равных возможностей для освоения учебных программ в дистанционном формате.

Решение данной задачи возможно в рамках реализации национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда».

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (пункт 2 статьи 28 Закона № 273-ФЗ).

Руководствуясь данным положением Закона № 273-Ф3, образовательные организации также вправе самостоятельно определить онлайн-ресурсы, сервисы и платформы для реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий.

Право применять образовательными организациями при реализации образовательных программ электронное обучение, дистанционные образовательные технологии предусмотрено статьей 16 Закона об образовании и Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816.

Вместе с тем решение об использовании электронных сервисов, образовательных платформ, дистанционных технологий принимается родителями (законными представителями) обучающихся. В случае отказа родителей (законных представителей) от использования таких информационных ресурсов в обучении ребенка образовательный процесс может быть организован только с использованием традиционных средств обучения.

Департамент сообщает, что в рамках создания в России цифровой образовательной среды (ЦОС) в конце марта 2021 года был анонсирован запуск ИКОП «Сферум». Целью ИКОП «Сферум» является создание условий для получения сообщений, мгновенных уведомлений, а также организации звонков и групповых аудио и видеозвонков для проведения уроков и родительских собраний.

ИКОП «Сферум» доступна всем участникам образовательного процесса, включая учеников с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Например, если обучающийся не может по состоянию здоровья или иным причинам посещать школу очно, он может продолжить обучение в онлайн-формате, через ИКОП «Сферум».

Вместе с тем решение об использовании ИКОП «Сферум» принимается родителями (законными представителями) обучающихся. В случае отказа родителей (законных представителей) от использования информационных ресурсов в обучении ребенка, образовательный процесс будет организован только с использованием традиционных учебников и тетрадей.

Необходимо отметить, что ИКОП «Сферум» не является обязательным к использованию в образовательном процессе, платформа выступает в качестве вспомогательного инструмента взаимодействия учителей и обучающихся.

Департамент обращает внимание на то, что Федеральным законом № 584-ФЗ от 29 декабря 2022 года внесены изменения в части 8-10 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которым, с 1 марта 2023 г. запрещено использование иностранных мессенджеров для обмена сообщениями при оказании государственных и муниципальных услуг. Помимо этого, следует обратить внимание на то, что федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) на своем официальном сайте разместил перечень мессенджеров, которые, по их мнению, могут быть отнесены к иностранным на 1 марта 2023 года (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74672.htm).

Вместе с тем руководство Минпросвещения России в публичных мероприятиях, интервью, пресс-конференциях и других форматах взаимодействия с представителями средств массовой информации неоднократно озвучивало позицию Минпросвещения России о важности личного общения учителя с учеником, незыблемости традиционных форматов обучения.

При этом особый акцент всегда делается именно на то, что использование дистанционных технологий и образовательных онлайн-ресурсов в обучении - это, прежде всего, вспомогательный инструмент, который позволяет школьникам развивать таланты, учиться, получать новые навыки и качественное образование по всей России, дополняет традиционные формы обучения.

Заместитель
директора Департамента
И.В. Невмянова


25 Июля, 2023 ПИСЬМО от 14 июля 2023 года № 03-1187

Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России (далее - Департамент) доводит до сведения, что разработанные федеральные основные общеобразовательные программы утверждены приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования», от 18 мая 2023 г. № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования», от 18 мая 2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее - ФООП) и зарегистрированы Минюстом России.

Департамент обращает внимание на то, что введение ФООП является обязательным с 1 сентября 2023 г. для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В целях качественного методического сопровождения педагогического сообщества по вопросам внедрения ФООП обеспечена разработка необходимых методических материалов и их систематическая публикация на портале «Единое содержание общего образования» (www.edsoo.ru).

Кроме того, в конструкторе учебных планов, размещенных на портале «Единое содержание общего образования» (https://edsoo.ru/Konstruktor_uchebnih_pla. htm), загружены шаблоны, позволяющие создавать учебные планы на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Вместе с тем Департамент сообщает, что ФООП размещены на портале «Единое содержание общего образования» (www.edsoo.ru) в разделе «Нормативные документы».

Федеральные рабочие программы по учебным предметам, по которым проводится государственная итоговая аттестация, будут размещены на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Рабочие программы» до 10 августа 2023 г., по остальным учебным предметам - до 1 сентября 2023 года.

Шаблоны рабочих программ по учебным предметам, по которым проводится государственная итоговая аттестация, будут загружены в конструктор рабочих программ до 10 августа 2023 г. (https://edsoo.ru/constructor/), по остальным предметам - до 1 сентября 2023 г.

Департамент просит довести информацию до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных организаций, ИРО/ИПК/ЦНППМ, методических служб, организовать на региональном и муниципальном уровнях информационно-разъяснительную работу о введении ФООП, усилить методическую работу региональных институтов развития образования в этом направлении, а также включить вопросы введения ФООП в повестку заседаний традиционных «августовских» педагогических совещаний.

Директор Департамента
М.А. Костенко


03 Июля, 2023 ПИСЬМО от 15 мая 2023 года № 03-839

Уважаемые коллеги!

Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России в целях подготовки и проведения традиционных «августовских» педагогических совещаний (далее – «августовские» совещания) в 2023 году в субъектах Российской Федерации направляет примерный сценарный план проведения данного мероприятия, включающий в себя перечень вопросов, рекомендованных для включения в повестку «августовских» совещаний.

Включение в повестку «августовских» совещаний иных вопросов рекомендуется согласовывать с профильными департаментами Минпросвещения России.

Кроме того, просим в срок до 15 июня 2023 г. направить в Департамент информацию о проведении «августовского» педагогического совещания регионального уровня посредством заполнения электронной формы по ссылке:

https://forms.yandex.ru/u/6453735ee010db1ca9028e98/.

Контактная информация: Емельяненко Наталья Викторовна, адрес электронной почты emelyanenko-nv@edu.gov.ru, тел. (495) 587-01-10, доб. 3274.

Директор Департамента
М.А. Костенко



17 Мая, 2023 ПИСЬМО от 2 мая 2023 года № АБ-1965/06

О направлении методических рекомендаций

Минпросвещения России направляет утвержденные от 28 апреля 2023 г. методические рекомендации по вопросам подготовки к проведению летней оздоровительной кампании 2023 года, включая вопросы обеспечения безопасности детей в период организованного отдыха, а также об организации учета медицинского стажа медицинских работников в организациях отдыха детей и их оздоровления для руководства в работе при проведении летней оздоровительной кампании 2023 года.

Вместе с тем при подготовке к оздоровительной кампании 2023 года Минпросвещения России просит принять незамедлительные меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, выявленных при проведении проверок территориальными органами Роспотребнадзора, МЧС России, МВД России.

При этом в части содержательной составляющей необходимо обеспечить: реализацию программ воспитания в организациях отдыха детей и их оздоровления, а также реализацию программ общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение первых»;

реализацию дополнительных общеразвивающих программ в организациях отдыха детей и их оздоровления, уделяя особое внимание основам туризма и реализации дополнительной общеразвивающей программы «Обучение плаванию».

Кроме того, Минпросвещения России просит обратить особое внимание на создание условий доступности при организации отдыха и оздоровления детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также на реализацию программ инклюзивных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления.

А.В. Бугаев


Показать еще Показать еще