Действующая редакция
О проведении «августовских» совещаний
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России в целях подготовки и проведения традиционных «августовских» педагогических совещаний (далее – «августовские» совещания) в 2023 году в субъектах Российской Федерации направляет примерный сценарный план проведения данного мероприятия, включающий в себя перечень вопросов, рекомендованных для включения в повестку «августовских» совещаний.
Включение в повестку «августовских» совещаний иных вопросов рекомендуется согласовывать с профильными департаментами Минпросвещения России.
Кроме того, просим в срок до 15 июня 2023 г. направить в Департамент информацию о проведении «августовского» педагогического совещания регионального уровня посредством заполнения электронной формы по ссылке:
https://forms.yandex.ru/u/6453735ee010db1ca9028e98/.
Контактная информация: Емельяненко Наталья Викторовна, адрес электронной почты emelyanenko-nv@edu.gov.ru, тел. (495) 587-01-10, доб. 3274.
Директор Департамента
М.А. Костенко
Цель: формирование общих подходов к управлению системой образования, обеспечение открытости образовательного процесса, повышение эффективности в работе по развитию суверенной национальной системы образования, а также реализация целевых мероприятий в рамках Года педагога и наставника.
Обязательные элементы проведения «августовских совещаний» в 2023 году:
исполнение Государственного гимна Российской Федерации и демонстрация Государственного флага Российской Федерации;
приветственное слово высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
видеообращение Министра просвещения Российской Федерации С.С. Кравцова;
выступление руководителя органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования;
выступления финалистов Всероссийских конкурсов профессионального мастерства 2022–2023 годов;
выступление представителей проекта «Навигаторы детства» и Российского движения детей и молодежи «Движение первых»;
выступление представителей педагогических династий/народных учителей; награждение лучших работников системы образования;
чествование Народных учителей Российской Федерации (если имеются);
чествование юбиляров – ветеранов педагогического труда;
чествование молодых педагогических работников;
приветствие представителей образовательных организаций, отмечающих юбилейные даты (как правило, значимые – не менее 70–75 лет).
Указом 1 Президента Российской Федерации В.В. Путина от 27 июня 2023 года № 401 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
__________________________
1 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003
В рамках указанного вопроса целесообразно:
акцентировать внимание педагогического сообщества на основных мероприятиях, проводимых в рамках Года педагога и наставника (Всероссийская акция «Учить. Вдохновлять. Развивать», серия акций «Спасибо педагогу и наставнику», проект «Педагогические династии России», проект «Наставники в лицах»);
особое внимание уделить информационной поддержке финалистов профессиональных конкурсов, которые будут принимать в 2023 году участие в профессиональных конкурсах федерального уровня (билборды, видеоролики, интервью в СМИ и др.), обеспечить их участие в работе «августовских» педагогических совещаний;
включить в доклады выступающих информацию о принимаемых на федеральном и региональном уровнях мерах по снижению бюрократической нагрузки на педагогических работников;
акцентировать внимание участников «августовских» педагогических совещаний на значимости укрепления единого образовательного пространства (обновленные ФГОС, единые федеральные основные образовательные программы, единые линейки учебников, единые способы оценки образовательных результатов).
В ходе подготовки к «августовским» педагогическим совещаниям целесообразно актуализировать информацию о методическом сопровождении молодых педагогов, в том числе с использованием информационного ресурса «Всероссийский форум молодых педагогов» 2 и сообщества в ВКонтакте 3, на которых размещаются актуальные информационные материалы, а также методическое сопровождение деятельности педагогических работниковнаставников, в том числе с использованием информационного ресурса сайта Академии – раздела «Наставничество педагогических работников» 4.
__________________________
2 https://teacherforum.apkpro.ru/
3 https://vk.com/public219937671
На основании Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ
__________________________
5 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140025
В рамках указанного вопроса целесообразно:
организовать профессиональную площадку для обсуждения моделей взаимодействия региональных команд РДДМ «Движение первых» и проекта «Навигаторы детства»;
обеспечить трансляцию лучших практик по организации деятельности первичных отделений РДДМ «Движение первых»;
обсудить итоги реализации направлений деятельности РДДМ «Движение первых» в рамках летней оздоровительной кампании.
Информация для организации обсуждения в рамках указанного вопроса будет размещаться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/p6723vA7FhGrfQ
С 18 по 20 декабря 2022 г. состоялся I Съезд Движения, где делегатами были определены его основополагающие ценности, среди которых воплощенная в делах любовь к Родине, дружба, добро и справедливость, мечта, созидательный труд, взаимопомощь, единство народов, знание и защита истории, ответственность за будущее страны, крепкая семья. Участниками Съезда выбрано название Движения – «Движение первых».
В образовательных организациях создаются первичные отделения, которые станут фундаментом нового Движения.
Минпросвещения России поддерживается деятельность РДДМ «Движение первых», совместно реализуются крупнейшие проекты в области образования и воспитания.
В марте 2023 года на базе педагогических вузов проведены «Университетские смены» для 1200 школьников.
6-7 марта на базе Мастерской управления «Сенеж» проведен Всероссийский семинарсовещание председателей советов региональных отделений РДДМ «Движение первых» и региональных координаторов проекта «Навигаторы детства», в рамках которого:
обозначены основные направления развития воспитательной среды;
презентованы проекты РДДМ «Движение первых»;
проведена проектная сессия, направленная на проектирование моделей взаимодействия региональных команд РДДМ и проекта «Навигаторы детства».
Должность «Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» включена в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей образовательных организаций 6 (постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 225
__________________________
6 http://government.ru/docs/all/139423/
Утверждены квалификационные требования к должности «советник» (
Актуализирован профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» 7 с включением в него должности советника директора по воспитанию (
__________________________
7 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303060005
В рамках указанного вопроса целесообразно:
информировать педагогическое сообщество об организованном для советников по воспитанию, приступивших к работе 1 сентября 2022 г., на базе 11 высших педагогических учебных заведений и ВДЦ «Океан» очном повышении квалификации по профессиональной программе повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» (36 часов) 8;
__________________________
8 Обучение организовано на базе следующих организаций: Волгоградский государственный социальнопедагогический университет, Самарский государственный социально-педагогический университет, Армавирский государственный педагогический университет, Московский государственный педагогический университет, Томский государственный педагогический университет, Алтайский государственный педагогический университет, Благовещенский педагогический университет, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Омский государственный педагогический университет, ВДЦ «Океан».
поставить перед педагогическим сообществом задачу по активизации деятельности советников директоров по воспитанию в рамках реализации программы социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» и создания Центров детских инициатив в образовательных организациях;
обсудить вопрос введения ставок советников по воспитанию в организациях СПО с трудоустройством в ФГБУ «Росдетцентр»;
обозначить роль советников директора по воспитанию в создании на базе образовательных организаций первичных отделений РДДМ, в организации работы по включению школьников в проекты и программы движения.
Ключевая задача советников директоров по воспитанию – вовлечение детей в общественно-полезную деятельность. Так, в регионах присутствия советников, по данным социологического опроса 9, проводится больше внеучебных мероприятий (77% опрошенных школьников говорят, что в их школах проводятся внеучебные мероприятия, в регионах присутствия советников – 81%). При этом внеучебные мероприятия в регионах-пилотах получили более высокую оценку со стороны школьников: 44% опрошенных школьников в регионахпилотах говорят о том, что мероприятия были интересны, против 40% в среднем по стране.
__________________________
9 Опрос ВЦИОМ
В пилотных регионах выше охват школьников волонтерскими программами (14% в среднем по стране, 33% в регионах-пилотах) и общественными организациями (в среднем по России 16% детей отвечают, что состоят в общественных организациях, в регионах-пилотах – 25%).
В 2022-2023 учебном году в реализацию проекта включены Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области.
Минпросвещения России совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти и организациями ведется работа по совершенствованию системы военно-патриотического воспитания.
Главными ориентирами в развитии суверенной системы образования являются Указы Президента Российской Федерации:
Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809
Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400
В рамках указанного вопроса целесообразно:
обсудить способы развития региональной системы военно-патриотического воспитания;
организовать трансляцию лучших практик по военно-патриотическому воспитанию в регионе, в том числе в части практики работы школьных военнопатриотических клубов;
поставить перед педагогическим сообществом задачу по усилению военнопатриотической составляющей в рамках реализуемых проектов и программ, по использованию инфраструктуры учебно-методических центров военнопатриотического воспитания молодежи в части формирования навыков в области начальной военной подготовки.
Информация для организации обсуждения в рамках указанного вопроса будет размещаться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/5uJVxEJ2i5X20w
В рамках указанной деятельности межведомственной рабочей группой по выработке единых подходов разработан комплекс мер по совершенствованию военнопатриотического воспитания и системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе в 2023-2024 годах для всех уровней образования.
Военно-патриотическая составляющая будет усилена на всех уровнях образования – от дошкольных образовательных организаций до образовательных организаций высшего образования.
Особое внимание должно быть уделено привлечению к работе по военно-патриотическому воспитанию ветеранов боевых действий, в том числе участников специальной военной операции, а также историческому просвещению.
Заинтересованными федеральными органами исполнительной власти совместно с детскими и молодежными общественными объединениями, ветеранскими организациями ежегодно на системной основе проводятся всероссийские мероприятия, просветительские проекты (Всероссийский патриотический форум, военно-спортивные игры «Зарница 2.0» и «Победа», фестиваль «Ворошиловский стрелок», фестиваль-конкурс по управлению беспилотными летательными аппаратами «Соколиная охота», «Я горжусь героями», «Диалоги с Героями», «Твой Герой», «СИЛА В ЛЮДЯХ»), в рамках летней оздоровительной кампании – профильные исторические смены («Без срока давности», «Молодая Гвардия» и другие), программы дополнительного образования по военно-прикладным видам спорта.
С 1 сентября 2023 года во всех школах страны продолжается реализация проекта – цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» (далее – проект).
В рамках указанного вопроса целесообразно:
проанализировать результаты реализации проекта в регионе;
обсудить выстраивание единой системы воспитательной работы в образовательных организациях через синхронизацию тематики «Разговоров о важном» с тематическим каркасом активностей РДДМ, РСВ, «Большая перемена», общества «Знание», «Орлята России»;
обсудить возможность поддержки недельной темы проекта «Разговора о важном» в разных видах деятельности школы (координатор – советник по воспитанию);
проработать вопрос о включении региональных институтов развития образования, педагогических вузов в процесс подготовки учителей для реализации проекта, усилив курсы повышения квалификации ценностными доминантами (с учетом Указов Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022 г.
__________________________
10 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
проработать вопрос привлечения родителей (выпускников) к проведению занятий «Разговоры о важном»;
проработать вопрос вовлечения обучающихся педагогических классов в проведение занятий «Разговоров о важном» в начальной школе (первые профпробы).
Данные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности проводятся в рамках внеурочной деятельности для обучающихся 1–11 классов, а также студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих программы среднего общего образования.
Все материалы размещаются на портале «Единое содержание общего образование» (https://edsoo.ru/).
Цель проекта - сформировать взгляды, убеждения, ценностные ориентиры и приоритеты у обучающихся на основе национальных базовых ценностей и направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Темы и содержание всех занятий разрабатываются на федеральном уровне для разных возрастных групп: с учетом возрастных особенностей детей и подростков Основной формат внеурочного занятия – разговор, или беседа с обучающимися.
Для каждой возрастной группы разрабатывается полный пакет материалов, включающий: сценарий занятия, методические рекомендации для учителя, видеоролик, интерактивные задания, презентационные материалы, плакат, а также инструкции и дополнительные материалы к занятию.
Реализация данного проекта способствует восполнению потребности в общении детей и взрослых, позволяет решать основные воспитательные задачи, формировать традиционные духовно-нравственные ценности, а также дает возможность ребятам задуматься о смыслах и правильных оценках происходящих вокруг них событий.
По данным социологического опроса внеурочные занятия «Разговоры о важном» [81%] и торжественное поднятие Государственного флага, исполнение Государственного гимна России [79%] – поддерживает подавляющее большинство граждан.
Интерес к данным занятиям проявляет более 70% обучающихся, 50% школьников обсуждают темы занятий дома с родителями, количество просмотров материалов занятий на сайте «Единое содержание общего образования» по некоторым темам превышает 3 млн, а в среднем составляют более 2 млн человек.
На сайте Академии Минпросвещения России функционирует раздел «Разговоры о важном. Сервис для классных руководителей» (https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/), на котором осуществляется информирование педагогических работников об актуальных методических материалах, размещены архивные материалы, видеолекции.
ФГАУ ДПО «Академия Минпросвещения России» созданы и регулярно обновляются Телеграм-канал «Разговоры о важном» (https://t.me/razgovory_o_vazhnom) и канал «Разговоры о важном» в учебном профиле «Сферум» в VK-Мессенджере (https://quick.apkpro.ru/q/0O5MlzDn).
Минпросвещения России разработало единую модель профессиональной ориентации в Российской Федерации. Целевая аудитория это обучающиеся 6-11 классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Основной инструмент профорориентации – профориентационный минимум. Профминимум – единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся. Профминимум включает в себя три уровня:
– базовый уровень (не менее 40 часов в учебный год);
– основной уровень (не менее 60 часов в учебный год);
– продвинутый уровень (не менее 80 часов в учебный год).
В рамках указанного вопроса целесообразно:
информировать педагогическое сообщество об основном инструменте системы профориентации – профориентационном минимуме;
рекомендовать педагогическому сообществу организовать профориентационную работу в общеобразовательных организациях в соответствии с единой моделью профориентации по 7 основным направлениям: профильные предпрофессиональные классы, урочная и внеурочная деятельности, воспитательная работа, дополнительное образование, профобучение и взаимодействие с родителями;
акцентировать внимание участников совещания на следующих рекомендациях общеобразовательным организациям в целях комплексной реализации профориентационных мероприятий:
1) разработать и утвердить календарный план профориентационных мероприятий в соответствии с региональным планом профориентационных мероприятий;
2) назначить в каждой школе ответственного за реализацию профориентационной деятельности (уровень – заместитель директора);
3) определить и утвердить в каждой школе перечень основных профориентационных мероприятий на учебный год, включая экскурсии на производство, в образовательные организации среднего профессионального образования и высшего образования, профпробы, встречи с представителями разных профессий, мастер-классы и др.;
4) заключить соглашения с региональными/муниципальными предприятиями/организациями, образовательными организациями высшего образования и среднего профессионального образования с целью организации экскурсий и профессиональных проб;
5) утвердить перечень профильных предпрофессиональных классов в каждой общеобразовательной организации (при наличии) и разместить информацию на официальном сайте;
6) акцентировать внимание на уроках «Технологии», как одном из основных учебных предметов, направленных на профориентацию;
7) предусмотреть в плане внеурочной деятельности в учебном году занятие, посвященное профориентации, еженедельно по четвергам продолжительностью 1 академический час (по примеру «Разговоры о важном»);
8) обеспечить информационное освещение, а также популяризацию программ подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих с целью повышения привлекательности рабочих профессий среди школьников (информация об образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих рекоменд на сайте регионального Министерства образования);
9) установить единые дни проведения родительских собраний в каждой общеобразовательной организации (2 раза в год – октябрь и апрель).
Методические материалы для педагогических работников (сценарии, видеоматериалы, презентации и др.) будут разработаны и опубликованы на едином портале профориентации Российской Федерации 11.
__________________________
11 https://bvbinfo.ru/
Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, а также единая модель профориентации опубликованы на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации 12.
__________________________
12 https://docs.edu.gov.ru/document/ab399c217503ce818ff31f1f73b737da/.