Актуально на 2 июня 2023
Читайте, какие группы можно создать в детском саду и кого в
них зачислить. Скачайте приказы об открытии компенсирующей, комбинированной и
оздоровительной групп., семейной дошкольной группы.
Открывайте
группы в зависимости от направленности и условий, которые можете предоставить
воспитанникам. Подробности – в таблице.
Какие
группы создают в дошкольном учреждении
Вид
группы |
Какая
программа реализуется |
Общеразвивающей
направленности |
ОП
ДО |
Компенсирующей
направленности |
АОП
ДО |
Оздоровительной
направленности |
ОП
ДО |
Комбинированной
направленности |
ОП ДО Для детей с ОВЗ – АОП ДО |
Для
детей раннего возраста |
Не
реализуют |
По
присмотру и уходу |
Не
реализуют |
Семейная
дошкольная |
ОП
ДО или АОП ДО, или не реализуют |
Разновозрастные |
ОП ДО или АОП ДО (в зависимости
от направленности группы) или не реализуют |
Обычные
группы с основной образовательной программой комплектуйте по возрасту детей,
исходя из площади помещений, требований к параметрам и расстановке кроватей.
Руководствуйтесь нормами, которые установили из расчета на одного ребенка до 3
лет и старше 3 лет (п.
3.1.1 СП 2.4.3648-20, табл. 6.1, 6.2СанПиН
1.2.3685-21).
Требования
к площади помещений и параметрам мебели на одного ребенка
Возраст |
Площадь групповой
(игровой), кв.м |
Площадь спальни, кв.м |
Параметры кровати |
Требования к расстановке
кроватей |
До
3 лет |
2,5 |
1,8 |
Длина – 120 см ширина – 60 см |
От наружных стен – на расстоянии
60 см. От отопительных приборов – 20 см. Ширина между проходами – 50 см. Ширина между изголовьями соседних кроватей – 30 см |
Старше
3 лет |
2 |
2 |
Длина – 140 см ширина – 60 см |
Формируйте
группы перед учебным годом, после того, как зачислите
детей.
Издайте
приказ о комплектовании групп на новый учебный год. Укажите количество и режим
работы групп, общую численность воспитанников. Назначьте воспитателей и
закрепите их за каждой группой. Оформите списочный состав приложением.
Используйте готовый образец
Приказ
о комплектовании групп на новый учебный год
В группах
компенсирующей направленности обучают детей с ОВЗ одной категории. Формируйте
группы с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей, образовательных потребностей воспитанников, чтобы скорректировать
нарушения развития (п. 13
Порядка, утв. приказом
Минпросвещения от 31.07.2020 № 373).
Кого считать ребенком с ОВЗ
Ребенок
относится к категории ОВЗ только по заключению
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Комиссия фиксирует отклонения
в физическом или психологическом развитии, которые препятствуют получению
образования без специальных условий (п. 16
ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Категории детей с
ОВЗ, для которых создают специальные условия для образования, перечислены в пункте
20 Порядка обучения (приказ Минпросвещения от 31.07.2020 № 373). Эти же категории
детей с ОВЗ указаны и в пункте
3.1.1 СП 2.4.3648-20.
Комиссия
выдает заключение родителям. В документе указывают, программу – ОП ДО или АОП
ДО конкретной категории детей с ОВЗ, сроки обучения по программе, другие
специальные условия, в том числе специалистов сопровождения и направления
коррекционной работы. Передавать третьим лицам информацию из заключения без
письменного согласия родителей запрещено (п. 8
положения, утв. приказом
Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082).
Если
родители представили вам заключение ПМПК и дали согласие
на обучение ребенка по АООП или АОП, то создайте специальные условия. При
наличии группы компенсирующей направленности разработайте и разместите на сайте
АОП конкретной категории детей с ОВЗ. Если ребенок с ОВЗ поступил в группу
комбинированной, общеразвивающей или оздоровительной направленности адаптируйте
для него ОП ДО. Ознакомьте родителей с АОП ДО в группе компенсирующей
направленности, и АОП ребенка с ОВЗ в иных группах. При отсутствии ресурсов
обратитесь к учредителю. Он обязан выделить средства на создание специальных
условий. (п. 23
положения, утв. приказом
Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082).
Какого ребенка считать инвалидом
Категорию «ребенок-инвалид» присваивает бюро
медико-социальной экспертизы на срок 1 или 2 года, 5 лет, до достижения
возраста 14 или 18 лет. После экспертизы выдают индивидуальную программу
реабилитации или абилитации (ИПРА) и справку, в
которой указывают группу инвалидности (п. 46
Правил, утв. постановлением Правительства от 05.04.2022 № 588).
Справка и ИПРА не всегда содержат указания о специальных
условиях обучения. Например, дети с заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной
системы, печени и почек, ЖКТ могут обучаться по основной образовательной
программе и не посещать ПМПК. Некоторые имеют и справку об инвалидности и
заключение ПМПК, например глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными
нарушениями развития (п. 16
Порядка обучения, утв. приказом
Минпросвещения от 31.07.2020 № 373).
Воспитанники, которые нуждаются в длительном лечении или по
состоянию здоровья не могут посещать детский сад, вправе обучаться на дому или
в медицинских организациях. Как организовать обучение детей, которые нуждаются
в длительном лечении, читайте
в рекомендации.
При
формировании группы учитывайте нормы площади на
одного воспитанника, требования к параметрам и расстановке мебели, а также
максимальное количество детей в зависимости от заболевания и возраста.
Сколько детей может быть в группе компенсирующей направленности, смотрите в таблице.
Наполняемость группы компенсирующей
направленности
Категория детей с ОВЗ |
Возраст детей |
Количество детей в группе |
Тяжелые нарушения речи |
До 3 лет |
6 |
Старше 3 лет |
10 |
|
Фонетико-фонематические нарушения
речи |
Старше 3 лет |
12 |
Глухие |
Любого возраста |
6 |
Слабослышащие |
До 3 лет |
6 |
Старше 3 лет |
8 |
|
Слепые |
Любого возраста |
6 |
Слабовидящие |
До 3 лет |
6 |
Старше 3 лет |
10 |
|
Амблиопия, косоглазие |
До 3 лет |
6 |
Старше 3 лет |
10 |
|
Нарушения опорно-двигательного
аппарата |
До 3 лет |
6 |
Старше 3 лет |
8 |
|
Задержка психоречевого
развития |
До 3 лет |
6 |
Задержка психического развития |
Старше 3 лет |
10 |
Умственная отсталость легкой
степени |
Старше 3 лет |
10 |
Умственная отсталость умеренной,
тяжелой степени |
Старше 3 лет |
8 |
Расстройство
аутического спектра |
Любого
возраста |
5 |
Сложные дефекты, тяжелые и
множественные нарушения развития |
Любого возраста |
5 |
Набирайте
в группу детей с ОВЗ одной категории. Создайте им условия для образования,
воспитания и развития по АОП ДО, пригласите необходимых специалистов.
Ориентируйтесь на заключение ПМПК. Каких специалистов взять на работу, читайте
в рекомендации.
Издайте
приказ об открытии группы компенсирующей направленности, а после – о
комплектовании групп на новый учебный год. Можно также издать один приказ о
комплектовании и прописать в нем всю информацию о компенсирующей группе.
Воспользуйтесь образцом приказа.
Приказ об
открытии группы компенсирующей направленности
Видеоинструкция,
как составить приказ об открытии группы компенсирующей направленности
Группы
оздоровительной направленности создают для детей, которые нуждаются в
длительном лечении. Например, с туберкулезной интоксикацией, часто
болеющих и других. В группах реализуют ООП ДО и комплекс
санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий
и процедур.
Закон не
содержит перечень таких мероприятий и процедур, особенности комплектования
групп. Указано лишь, что потребность обучения в группе родители должны
подтвердить документально. Наименование документа также не уточняется – это
может быть медицинская справка или заключение (п. 9
Порядка, утв. приказом Минпросвещения от
15.05.2020 № 236).
Перед
комплектованием запросите у родителей согласие
на закаливающие процедуры. Без него проводить закаливание детей нельзя (п.
2.9.5 СП 2.4.3648-20). Предусмотрите в режиме дня оздоровительные
мероприятия с учетом требований СанПиН
1.2.3685-21 и СП
2.4.3648-20. Как составить режим дня группы, читайте
в рекомендации.
Комплектуйте
оздоровительные группы так же, как и общеразвивающие. Учитывайте возраст, нормы площади на
одного воспитанника, требования к параметрам и расстановке мебели. Издайте
приказ об открытии группы.
Приказ
об открытии группы оздоровительной направленности
В группах
комбинированной направленности организуют совместное обучение детей с ОВЗ и
нормативно развивающихся детей. Это позволяет корректировать нарушения развития
и обеспечивать социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. Учитывайте нормы площади на
одного воспитанника, требования к параметрам и расстановке мебели, а также
максимальное количество детей в каждой группе в зависимости от заболевания и
возраста. Сколько детей может быть в группе комбинированной направленности,
смотрите в таблице.
Наполняемость
группы комбинированной направленности
Количество детей с ОВЗ в группе |
Возраст детей |
Всего детей в группе |
Не более 3 |
До 3 лет |
10 |
Не более 3: глухих, слепых, с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью
умеренной, тяжелой степени, с расстройствами аутистического спектра, со
сложным дефектом |
Старше 3 лет |
10 |
Не более 4: слабовидящих или с
амблиопией или косоглазием, слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи, с
умственной отсталостью легкой степени |
Старше 3 лет |
15 |
Не более 5: с задержкой
психического развития или с фонетико-фонематическими нарушениями речи |
Старше 3 лет |
17 |
Не
смешивайте более трех категорий детей с ОВЗ в одной группе. Если в группе дети
с разными нарушениями в развитии, адаптируйте ОП ДО для каждого ребенка с ОВЗ.
Создайте детям с ОВЗ условия для образования, воспитания и развития по АОП,
пригласите необходимых специалистов. Ориентируйтесь на заключение ПМПК. Каких
специалистов взять на работу, читайте
в рекомендации.
Издайте
приказ об открытии группы комбинированной направленности, а после – о
комплектовании групп на новый учебный год. Можно также издать один приказ о
комплектовании и прописать в нем информацию о комбинированной группе.
Воспользуйтесь образцом приказа.
Приказ
об открытии группы комбинированной направленности
Видеоинструкция,
как составить приказ об открытии группы комбинированной направленности
Создайте
группу для детей раннего возраста, если в детский сад поступили дети от
двух месяцев до трех лет. Основные направления работы: развитие, присмотр,
уход и оздоровление воспитанников.
В группу
по присмотру и уходу принимайте детей от двух месяцев до прекращения
образовательных отношений. Обеспечьте их питание и хозяйственно-бытовое
обслуживание, следите за соблюдением детьми личной гигиены и режима дня.
Реализовывать
образовательную программу не нужно (п. 13
Порядка, утв. приказом
Минпросвещения от 31.07.2020 № 373).
При
создании групп учитывайте нормы площади на
одного воспитанника, требования к параметрам и расстановке мебели.
Издайте
приказы об открытии группы детей раннего возраста и группы по присмотру и
уходу. Используйте готовые образцы.
Приказ об
открытии группы для детей раннего возраста
Видеоинструкция,
как составить приказ об открытии группы для детей раннего возраста
Приказ
об открытии группы по присмотру и уходу
Видеоинструкция,
как составить приказ об открытии группы по присмотру и уходу
Чтобы
компенсировать дефицит мест в государственных и муниципальных детских садах,
открывают семейные дошкольные группы. Порядок открытия и комплектования
устанавливает учредитель. Он может сам издать приказ об открытии или
поручить это заведующему детским садом.
Семейные
дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и
уход за детьми без реализации ООП ДО (п. 13
Порядка, утв. приказом
Минпросвещения от 31.07.2020 № 373).
Как
открыть семейные дошкольные группы, читайте
в рекомендации.
Если нет возможности создать группы из детей одного
возраста, сформируйте разновозрастные группы. Они могут быть любой
направленности, в том числе без реализации образовательной программы (п. 13
Порядка, утв. приказом
Минпросвещения от 31.07.2020 № 373).
Укомплектуйте разновозрастную группу так, чтобы режим дня в
ней соответствовал анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной
группы (п.
3.1.1 СП 2.4.3648-20). Учитывайте нормы площади на
одного воспитанника, требования к параметрам и
расстановке мебели, а также максимальную наполняемость. В группе
комбинированной направленности не смешивайте больше трех категорий детей с ОВЗ.
Сколько детей может быть в разновозрастной группе, смотрите в таблице.
Наполняемость разновозрастной группы
Возраст
детей |
Количество
детей в группе |
До 3 лет |
6 |
Старше 3 лет |
12 |
Комплектуйте разновозрастную группу на основании приказа.
Перечислите в нем направленность, режим работы, общую численность
воспитанников. Назначьте воспитателей и закрепите за ними
группы. Списочный состав каждой группы оформите приложением. Используйте готовый
образец документа.
©
Материал из Справочной системы «Образование»
https://vip.1obraz.ru
Дата копирования: 02.06.2023