Действующая редакция
от 31 января 2023 года № АБ-355/06
О направлении разъяснений по вопросам введения должности советник директора по воспитанию
Минпросвещения России направляет согласованные с Общероссийским Профсоюзом образования разъяснения по вопросам введения должности педагогического работника с наименованием "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями" в штатное расписание общеобразовательных организаций, заключения трудовых договоров с лицами, замещающими указанную должность, их должностных обязанностей, трудовых прав, оплаты труда, источников финансового обеспечения, а также информацию о Всероссийском конкурсе "Навигаторы детства 2.0" для использования в работе и доведения до заинтересованных лиц.
Направляются разъяснения по вопросам введения должности педагогического работника с наименованием "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями" в штатное расписание общеобразовательных организаций, заключения трудовых договоров с лицами, замещающими указанную должность, их должностных обязанностей, трудовых прав, оплаты труда, источников финансового обеспечения, а также о Всероссийском конкурсе "Навигаторы детства 2.0".
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204
В соответствии с изменениями, внесенными 31 июля 2020 г. в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
В современных российских образовательных организациях воспитание является приоритетом при осуществлении образовательной деятельности. В связи с важностью развития кадрового потенциала в сфере воспитания Минтруд России совместно с Минпросвещения России, Общероссийским профсоюзом образования в настоящее время проводит актуализацию профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (далее - Профстандарт), в том числе в части формирования новой обобщенной трудовой функции "Организация воспитательной деятельности в образовательной организации во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями" в целях описания профессиональной деятельности педагогического работника с наименованием должности "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями", а также определения к работнику, замещающему эту должность, требований к образованию и обучению, опыту практической работы, особым условиям допуска к работе, наличие других характеристик.
В соответствии с
__________________________
1 В штатном расписании организации, в трудовом договоре с работником, при внесении записи в трудовую книжку, а также в иных случаях, когда это связано с предоставлением компенсаций и льгот либо с наличием ограничений, применяется полное наименование должности.
Советники директора по воспитанию начали свою деятельность в рамках пилотного проекта в 10 субъектах Российской Федерации в 2021 году (Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области, Ставропольский край и г. Севастополь), приступив к работе с 1 сентября 2021 года в 2219 общеобразовательных организациях.
В целях эффективного управления проектом в пилотных регионах была создана система муниципальных и региональных координаторов проекта.
В соответствии с
С 1 сентября 2022 г. в более 17 тыс. общеобразовательных организаций 45 субъектов Российской Федерации предусмотрено введение в штатных расписаниях должности советника директора по воспитанию. Замещающие эти должности работники участвуют в стратегическом планировании развития воспитательной деятельности в образовательной организации, взаимодействуют с детскими общественными объединениями, вовлекая обучающихся в общественнозначимые проекты и в иную внеучебную деятельность.
В 2023 - 2025 годах в проекте примут участие 89 субъектов Российской Федерации и город Байконур.
По итогам реализации проекта к концу 2025 года должность советника директора по воспитанию должна быть предусмотрена в штатных расписаниях более чем в 28 тысячах общеобразовательных организаций.
Также необходимо отметить, что согласно
В соответствии с трудовым договором советники директора по воспитанию осуществляют свою деятельность непосредственно в образовательной организации, организуя воспитательную работу как в образовательной организации, так и за ее пределами, обеспечивая взаимодействие участников образовательных отношений с различными социальными институтами (советами профилактики, методическими объединениями классных руководителей, детскими и молодежными общественными объединениями, родительскими комитетами), осуществляют индивидуальную работу с обучающимися и родителями (законными представителями).
С принятием Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ
О Всероссийском конкурсе "Навигаторы детства 2.0" (для сведения)
Всероссийский конкурс "Навигаторы детства 2.0", проводимый ежегодно, начиная с 2021 года, организован Минпросвещения России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (далее - РДШ) с целью создания кадрового резерва специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, и повышения их квалификации (далее - Конкурс).
По итогам конкурса отобранные кандидаты становятся претендентами на должность "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями" в рамках реализуемого проекта. Для того, чтобы принять участие в Конкурсе, необходимо зарегистрироваться и подать заявку на сайте Корпоративного университета РДШ https://rdsh.education/.
Сроки подачи заявки на участие в Конкурсе, а также сроки его проведения установлены положением об организации и проведении Конкурса, утвержденным Минпросвещения России и РДШ по согласованию с ФГБУ Российским детско-юношеским центром (далее - Росдетцентр) 12 апреля 2022 г.
Общее руководство Конкурсом осуществляет организационный комитет (далее - Оргкомитет). Персональный состав Оргкомитета формируется из числа представителей Минпросвещения России, РДШ, Росдетцентра, научного и экспертного сообщества.
Оргкомитет Конкурса формирует кадровый резерв специалистов по типам образовательных организаций (общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации) в соответствии с рейтинговым списком участников, набравших по каждому региону Российской Федерации наибольшее количество баллов (без учета результатов прохождения итогового собеседования). Решение оформляется протоколом заседания Оргкомитета.
Список специалистов, вошедших в кадровый резерв, публикуется на сайте Корпоративного университета РДШ (https://rdsh.education/).
Все участники конкурса получают сертификаты участников.
Для победителей конкурса организуется обучение по программе повышения квалификации "Деятельность советника директора школы по воспитанию и по взаимодействию с общественными объединениями".
Круг лиц, имеющих право заниматься педагогической деятельностью, определен статьей 46
В рамках реализации проекта предусматривается введение в штатные расписания государственных и муниципальных общеобразовательных организаций необходимого количества должностей советников директора по воспитанию.
Решения, определяющие порядок и условия финансового обеспечения, необходимого для введения в штатное расписание общеобразовательных организаций должности "советник директора по воспитанию в общеобразовательных организациях", принимаются государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации, участвующих в проекте, на региональном и (или) муниципальном уровне исходя из имеющихся ресурсов, наличия утвержденных в установленном порядке паспортов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" национального проекта "Образование".
В соответствии с принятым решением каждая общеобразовательная организация, принимающая участие в проекте, в установленном порядке вносит изменения в штатное расписание, предусматривая в нем должность педагогического работника с наименованием "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями", а также организует помещение для их деятельности и деятельности ученического самоуправления (центра детских инициатив), оснащенное в соответствии с Методическими рекомендациями, направленными письмом Минпросвещения России от 20 мая 2022 г. № АБ-1367/02 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования).
В соответствии с условиями проекта в общеобразовательной организации вводится должность советника директора по воспитанию с оплатой труда в размере не менее 0,5 должностного оклада и на половину месячной нормы рабочего времени, софинансируемой из средств федерального бюджета.
Росдетцентр вправе принимать на работу советников директора по воспитанию на условиях внешнего совместительства, предусмотренного главой 44
Правила предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий по осуществлению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях, и Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по финансовому обеспечению мероприятий по осуществлению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях утверждены
Минпросвещения России организован конкурсный отбор субъектов Российской Федерации на участие в проекте (на условиях софинансирования расходных обязательств) в 2022 - 2025 годах.
Во исполнение
1. К педагогическим работникам относятся лица, которые состоят в трудовых (служебных) отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 Федерального закона об образовании
Советник директора по воспитанию является педагогическим работником и осуществляет педагогическую деятельность в области воспитания обучающихся.
Особенности регулирования труда педагогических работников установлены в гл. 52
__________________________
2 Например, примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников (Письмо Минпросвещения России от 20.08.2019 № ИП-941/06/484).
Статья 16
Работодатель при приеме работника на должность с наименованием "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями" заключает с ним трудовой договор в порядке и на условиях, установленных главой 11
__________________________
3 Ст. 66.1
Должностные обязанности (трудовая функция) работника, принятого на должность с наименованием "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями", указываются в трудовом договоре как одно из обязательных условий для внесения в трудовой договор при его заключении (ст. 57 ТК РФ
Также обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
место работы (с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения);
условия оплаты труда (в том числе размер должностного оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера);
режим рабочего времени и времени отдыха;
условие об обязательном социальном страховании работника.
Обязанности того или иного работника вытекают прежде всего из выполняемой им трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), которые могут быть закреплены в должностной инструкции, разработанной на основе квалификационной характеристики, а при ее отсутствии с учетом трудовых действий профессионального стандарта.
Должностная инструкция может содержать перечень трудовых действий работника для обеспечения выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности, а также допускает уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях (к примеру, в каникулярный период для обучающихся).
Должностная инструкция на основе трудовых действий профессионального стандарта разрабатывается работодателем самостоятельно и может оформляться как приложение к трудовому договору работника.
Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением определенных сторонами условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. Если работник соглашается на продолжение трудовых отношений, то вносятся изменения в должностную инструкцию.
Если изменения в должностную инструкцию влекут изменение условий трудового договора с работником, то они вносятся с учетом положений статей 72
Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимость изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Должностная инструкция составляется в двух экземплярах, один из которых вручается работнику под роспись.
Работодатель обязан предоставить работнику работу, обусловленную трудовым договором (ст. 22 ТК РФ
2. В соответствии с частью 1
Вместе с тем в связи с отсутствием квалификационной характеристики по новой должности "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями" в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н
3. Должностные обязанности могут быть конкретизированы в должностной инструкции работника в рамках следующих трудовых действий, предусматриваемых в указанных трудовых функциях проекта профессионального стандарта:
1) во взаимодействии с заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе:
осуществлять сбор, анализ информации и подготовку предложений по разработке стратегии развития системы воспитания образовательной организации;
участвовать в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы в образовательной организации, рекомендаций по социализации обучающихся и индивидуализации обучения на основе воспитания в соответствии с духовно-нравственными, социокультурными ценностями и принятыми в российском обществе правилами поведения с учетом культурного, этнического и языкового многообразия;
разрабатывать предложения в планы и программы организации мероприятий, направленные на профилактику асоциального и деструктивного поведения обучающихся, а также на поддержку обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации;
организовывать сотрудничество образовательной организации с общероссийскими общественно-государственными детско-юношескими организациями, общественными объединениями, имеющими патриотическую, культурную, спортивную, туристско-краеведческую, образовательно-просветительную, общеразвивающую и благотворительную направленность и взаимодействие образовательной организации с другими образовательными организациями, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;
обеспечивать взаимодействие образовательной организации с местным бизнес-сообществом и социальными партнерами, в том числе по вопросам профессиональной ориентации обучающихся, по организации и вовлечению их в проектную деятельность.
2) во взаимодействии с руководством образовательной организации и педагогическим коллективом:
вносить предложения по выбору форм воспитания, в том числе с целью укрепления гражданско-патриотической позиции обучающихся;
участвовать в разработке предложений по организации структур, деятельность которых направлена на воспитание обучающихся образовательной организации и на формирование их личности;
участвовать в разработке рекомендаций по ранней профилактике негативных явлений в детско-юношеской среде образовательной организации.
3) самостоятельно, а также с участием педагогических и иных работников образовательной организации:
организовывать взаимодействие участников образовательных отношений для накопления обучающимися социального опыта, опыта межнациональных отношений, формирования ценностных ориентаций и их самореализации;
консультировать участников образовательных отношений по вопросам воспитания с использованием современных информационных технологий;
участвовать в разработке социально значимых детско-юношеских/детско-взрослых проектов и вовлекать в них обучающихся;
осуществлять организационно-педагогическое и методическое сопровождение реализации новых социально значимых проектов обучающихся образовательной организации;
организовывать мероприятия, в том числе в рамках проектной и конкурсной деятельности, стимулирующие достижения обучающихся в различных сферах деятельности, интерес к научной деятельности и участию в волонтерском движении;
осуществлять подготовку мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов обучающихся, направленных на самоопределение, саморазвитие, самореализацию, самообразование и профессиональную ориентацию, согласно возрастным особенностям, потребностям и интересам;
содействовать функционированию системы ученического самоуправления, стимулированию развития новых форм ученического самоуправления;
организовывать взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями;
информировать участников образовательных отношений о деятельности детских и молодежных общественных объединений и их значимости для формирования личности обучающихся, о проведении всероссийских, региональных, муниципальных, школьных мероприятий для обучающихся, в том числе о мероприятиях в сфере молодежной политики.
4. Педагогические работники, замещающие в общеобразовательных учреждениях должности советников директора по воспитанию, имеют право осуществлять работу по совместительству в порядке, предусмотренном главой 44
Работа по совместительству оформляется трудовым договором, в котором обязательно указание на то, что обусловленная им работа является совместительством.
5. Педагогический работник с наименованием должности "советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями" может выполнять другую педагогическую работу, не входящую в его должностные обязанности и не являющуюся совместительством 4 (например, преподавательскую работу по учебному предмету, осуществление классного руководства).
__________________________
4 Постановление Минтруда России от 30.06.2003 № 41
Выполнение работы, которая не является совместительством, может быть оформлено дополнительным соглашением к трудовому договору по основной работе о выполнении дополнительной работы по классному руководству за дополнительную оплату либо преподавательской работы на условиях, предусмотренных в п. 5.3
__________________________
5 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601
В соответствии с частью первой
Следовательно, продолжительность рабочего времени педагогического работника, замещающего должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями также не должна превышать 36 часов в неделю.
При этом педагогические работники не лишены права осуществлять трудовую деятельность сверх сокращенной продолжительности рабочего времени, работая по совместительству, или выполняя с письменного согласия педагогическую работу за дополнительную оплату (например, ведение учебных занятий).
Продолжительность работы по совместительству педагогических работников не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели по должности, по которой работа осуществляется по совместительству (глава 44 ТК РФ
В соответствии со статьей 334
В связи с включением должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в новую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, вопрос о продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска работников, замещающих эту новую должность, будет решен при актуализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466
Росдетцентр, в котором указанные работники осуществляют работу по совместительству, предоставляет им ежегодные основные оплачиваемые отпуска одновременно с отпуском по основной работе в порядке и на условиях, установленных статьей 286
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ
При определении оплаты труда советника директора по воспитанию следует учитывать Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утвержденные Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (
При этом необходимо учесть, что оплата труда педагогических работников, замещающих должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, должна осуществляться на основе должностных окладов, а не ставок заработной платы, как это предусматривается по должности учителя.
Вопросы определения размеров оплаты труда указанных работников следует осуществлять по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.