Изменили ФОП НОО, ООО и СОО

Минпросвещения утвердило поправки к федеральным программам начального, основного и среднего общего образования. Большая часть изменений начнет действовать с 01.09.2025. Корректировки в части предметов «История» и «Обществознание» для 8—9-х классов — с 01.09.2026.

Изменения коснулись почти всех частей федеральных программ. Общие тенденции: скорректировали количество учебных часов, в рабочих программах по предметам добавили поурочные планирования, кодификаторы проверяемых требований к результатам и скорректировали содержание в соответствии с актуальной государственной политикой. Далее подробно разберем каждый аспект.

Изменения с 01.09.2025

ФОП НОО

Пояснительная записка. Скорректировали формулировку принципа здоровьесбережения, но суть не изменилась.

Добавили возможность реализации ООП НОО за три года. Указали, что при этом необходимо равномерно распределять образовательную нагрузку на три года обучения и корректировать общий объем аудиторной нагрузки обучающихся по индивидуальным учебным планам в соответствии с гигиеническими нормативами и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Система оценки достижения планируемых результатов. Добавили указание на длительность контрольной работы. Она является формой письменной проверки результатов обучения, оценки уровня достижения предметных, метапредметных результатов и должна составлять один урок — не более чем 45 минут. Контрольные можно проводить только со второго класса.

Объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени по предмету в текущем учебном году.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным результатам освоения ООП НОО, который будут применять во всех федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Федеральные рабочие программы по учебным предметам (ФРП). В рабочих программах прослеживаются сходные изменения, поэтому для наглядности объединили их в таблицу.

Предмет

Изменения в ФРП

Русский язык

Указали, что общее число часов, рекомендованных для изучения русского языка по варианту 5 федерального учебного плана — 540 (4 часов в неделю в каждом классе): в 1-м классе — 132 часа, во 2—4-м классах — по 136 часов.

Добавили два варианта поурочного планирования:

1) для педагогов, использующих учебники «Азбука» (авторы В.Г. Горецкий и другие), «Русский язык. 1—4 класс» (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);
2) для самостоятельного конструирования поурочного планирования.

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП НОО и элементов содержания по русскому языку, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования

Литературное чтение

Указали, что для изучения литературного чтения во 2—4-х классах (варианты 3—5 федерального учебного плана) рекомендуется отводить по 102 часа — 3 часа в неделю в каждом классе.

Добавили два варианта поурочного планирования:

1) для педагогов, использующих учебники «Азбука» (авторы В.Г. Горецкий и другие), «Литературное чтение. 1—4 класс» (авторы Л.Ф. Климанова., В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и другие);
2) для самостоятельного конструирования поурочного планирования.

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП НОО и элементов содержания по литературному чтению, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования

Родной (русский) язык

Указали, что можно корректировать общее число часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к выбору родного (русского) языка и его реализации. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке

Другие родные и государственные языки

Заменили слово «толерантный» на «уважительный».

Уточнили распределение часов в 1-м классе: 23 недели — по два часа в неделю и 10 недель — по часу в неделю.

Указали, что можно корректировать общее число часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к выбору родного языка и его реализации. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке

Литературное чтение на родном языке

Указали, что можно корректировать общее число часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к выбору родного языка и его реализации. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке

Английский, немецкий, французский, испанский язык

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП НОО и элементов содержания по предмету, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования

Математика

Окружающий мир

Добавили два варианта поурочного планирования:

1) для педагогов, использующих учебник «Окружающий мир», 1—4 класс, в 2 частях, А.А. Плешаков;
2) для самостоятельного конструирования поурочного планирования.

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП НОО и элементов содержания по предмету «Окружающий мир», который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования

Труд (технология)

Слово «толерантности» заменили словом «уважения».

Добавили поурочное планирование по классам

Физическая культура

Указали часы по разным вариантам ФУП. По варианту № 1 федерального учебного плана общее число часов, рекомендованных для изучения физкультуры — 303: в 1-м классе — 99 часов (3 часа в неделю), во 2-м — 68 часов (2 часа в неделю), в 3-м — 68 часов (2 часа в неделю), в 4-м — 68 часов (2 часа в неделю).

По вариантам № 2, 3—5 — 270 часов: в 1-м классе — 66 часов (2 часа в неделю), во 2-м — 68 часов (2 часа в неделю), в 3-м — 68 часов (2 часа в неделю), в 4-м — 68 часов (2 часа в неделю).

Скорректировали содержание программы. Исключили фразы «на мировых первенствах, чемпионатах Европы, Олимпийских играх», «зарубежные», «в мире», «толерантности». Заменили слова «гендерных особенностей» на «пола».

Внесли изменения во все части модуля «Коньки».

Удалили модули «Гольф» и «Чир спорт»

Федеральный учебный план. Перераспределили количество часов в сетке плана. Изменили минимальное и максимальное количество учебных занятий за 4 учебных года. Теперь оно не может составлять менее 2966 и более 3305 часов. Ранее было указано как во ФГОС НОО: 2954 и 3345 соответственно. Чем вызвано такое изменение, пока неизвестно, так как ФГОС НОО не корректировали.

Добавили, что объем максимально допустимой нагрузки в течение недели в соответствии с вариантами федеральных учебных планов составляет:

Объем максимально допустимой нагрузки в течение года составляет:

Скорректировали учебные периоды. Указали, что их продолжительность во втором полугодии не должна быть более 10 недель для 1-х классов и не более 11 недель для 2—4-х классов. В первом полугодии объем учебного периода прежний – 8 учебных недель.

Дополнили нормы о домашнем задании. Задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке и дублировать его в электронном журнале не позднее времени окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (доклада, реферата, оформления презентации, заучивания стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.

Использование электронных средств обучения в ходе образовательной деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность, проводится в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и гигиеническими нормативами.

Федеральный календарный учебный график. Убрали норму, что организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. Теперь режим работы и график учебного года школа устанавливает самостоятельно с учетом законодательства и гигиенических нормативов — по четвертям, триместрам, индивидуальному графику.

Добавили положения о каникулах. Суммарная минимальная продолжительность каникул составляет: не менее 133 дней при 19 неделях и 126 дней при 18 неделях обучения. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года: 5—6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами.

При возникновении чрезвычайных ситуаций на отдельных территориях школы могут вводить дополнительные каникулы в течение учебного года с сентября по май со сдвигом учебного процесса на летние месяцы.

План внеурочной деятельности. Немного скорректировали задачи внеурочной деятельности. Дописали также, что школа сама определяет формы реализации внеурочной деятельности.

Изменили основные направления внеурочной деятельности, в том числе убрали слова «учебный курс физической культуры», «учебный курс — факультатив», «учебный курс в форме факультатива».

ФОП ООО

Министерство отменило прежние изменения по предметам «История» и «Обществознание» — подпункты 8 и 17 пункта 1 изменений, утвержденных приказом Минпросвещения от 19.03.2024 № 171. Вместо них приняли другие, которые будут действовать с 01.09.2026 – в части содержания обучения, предметных результатов, количества часов на изучение истории и обществознания в 8–9-х классах.

Пояснительная записка. Увеличили минимум объема аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет. Теперь он должен быть не менее 5338. Ранее был не менее 5058 — так устанавливает ФГОС ООО и его не корректировали.

Система оценки достижения планируемых результатов. В пункт с внутренней оценкой включили требования к контрольной и проверочной работам. Длительность контрольной работы, являющейся формой письменной проверки результатов обучения и оценки уровня достижения предметных, метапредметных результатов, составляет от одного до двух уроков — не более чем 45 минут каждый.

Длительность практической работы, являющейся формой организации учебного процесса, направленной на выработку у обучающихся практических умений, включая лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой контроля, составляет один урок — не более чем 45 минут.

Объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение предмета текущем учебном году.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным результатам освоения ООП ООО, который будут применять во всех федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Федеральные рабочие программы по учебным предметам. В рабочих программах прослеживаются сходные изменения, поэтому для наглядности объединили их в таблицу.

Предмет

Изменения в ФРП

Русский язык

Указали, что общее число часов, рекомендованных для изучения русского языка по варианту № 4 федерального учебного плана — 680 часов: в 5-м классе — 170 часов (5 часов в неделю), 6-м — 170 часов (5 часов в неделю), 7-м – 136 часов (4 часа в неделю), 8-м — 102 часа (3 часа в неделю), в 9-м — 102 часа (3 часа в неделю).

Общее число часов, рекомендованных для изучения русского языка по варианту № 5 — 540 (4 часа в неделю в каждом классе): в 1-м классе — 132 часа, 2—4-м – по 136 часов.

Добавили поурочное планирование с указанием количества часов на практические работы по некоторым темам, включая часы на ВПР. Отдельно привели варианты планирования при изучении родного языка или обучения на родном языке.

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания по русскому языку, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования

Литература

Добавили поурочное планирование с указанием количества часов на практические работы по некоторым темам, включая часы на ВПР.

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания по литературе, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания — для ОГЭ

Родной (русский) язык

Указали, что можно корректировать общее число часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к выбору родного (русского) языка и его реализации. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке

Другие родные языки

Уменьшили количество часов до 237 за весь период освоения программы.

Указали, что можно корректировать общее число часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к выбору родного языка и его реализации. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке

Английский, немецкий, французский, испанский язык

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания по иностранному языку, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания — для ОГЭ

Китайский язык
Второй иностранный (китайский) язык

В пояснительной записке заменили слово «толерантности» на «уважения»

Математика (базовый уровень)

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания по предмету, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания — для ОГЭ

Математика (углубленный уровень)

Указали, что можно скорректировать часы, рекомендованные для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к углубленному изучению математики. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке. Эту же норму продублировали в учебных курсах на углубленном уровне в 7—9-х классах «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика»

Информатика (базовый уровень)

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания по предмету, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания — для ОГЭ

Информатика (углубленный уровень)

Указали, что можно скорректировать часы, рекомендованные для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к углубленному изучению информатики. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке

История

Изменения надо применять для 5—7-х классов.

К двум часам в неделю добавили еще час на изучение курса «История нашего края» – при 34 учебных неделях.

Скорректировали структуру и последовательность изучения тематических блоков, которые в ФОП называются «курсами». 

Изменили содержание обучения в 5—7-х классах: подробнее раскрыли некоторые темы, другие – поменяли местами.

Добавили поурочное планирование для обучающихся, начавших освоение ФОП ООО до 1 сентября 2025 года, и отдельно — для учеников, начавших освоение ФОП ООО с 1 сентября 2025 года.

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания по истории, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Для ОГЭ добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания

География

Добавили поурочное планирование с указанием количества часов на практические работы по некоторым темам, включая часы на ВПР.

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания по географии, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания — для ОГЭ

Физика (базовый уровень)

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания по предмету, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания — для ОГЭ

Физика (углубленный уровень)

Указали, что можно скорректировать часы, рекомендованные для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к углубленному изучению физики. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке

Химия (базовый уровень)

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания по предмету, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания — для ОГЭ

Химия (углубленный уровень)

Указали, что можно скорректировать часы, рекомендованные для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к углубленному изучению химии. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке

Биология (базовый уровень).

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания по предмету, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания — для ОГЭ

Биология (углубленный уровень)

Указали, что можно скорректировать часы, рекомендованные для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к углубленному изучению биологии. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке

Труд (технология)

Добавили поурочное планирование по классам

ОБЗР

Заменили в содержании обучения модуля № 9 «Безопасность в социуме» слова «домашнее насилие и буллинг» на «психологическое насилие, систематическое унижение чести и достоинства, издевательства, преследование». Так же заменили и в планируемых результатах освоения программы.

Добавили поурочное планирование с 8-го класса

Физическая культура

По-прежнему осталась путаница в пунктах пояснительной записки и содержания программы.

Добавили норму, что общее число часов, рекомендованных для изучения физкультуры на уровне ООО в соответствии с вариантами федерального учебного плана, предполагающими 2 часа в неделю, составляет 340 часов.

В модулях по видам спорта заменили слова «гендерных особенностей» на «пола», слово «толерантность» на «взаимоуважение».

Скорректировали предметные результаты модуля по хоккею, содержание и предметные результаты модуля по спортивной борьбе, предметные результаты модуля по флорболу, содержание и предметные результаты модуля по бадминтону, содержание модуля по биатлону, содержание и планируемые результаты освоения модуля по роллер спорту, содержание модуля по скалолазанию, планируемые результаты освоения модуля по ушу и др.

Удалили модули «Гольф» и «Чир спорт»

Федеральная рабочая программа воспитания. В модуль «Классное руководство» добавили организацию и проведение родительских собраний по профессиональной ориентации обучающихся, ознакомлению с системой воспитания и дополнительного образования. В модуль «Профориентация» добавили проведение профессиональных проб.

Федеральный учебный план. Изменили минимум количества учебных занятий за 5 лет. Он не может составлять менее 5338 академических часов. Было 5058 — это количество продолжает действовать во ФГОС ООО.

Указали, что объем максимально допустимой нагрузки в течение недели в соответствии с вариантами федеральных учебных планов составляет:

Объем максимально допустимой нагрузки в течение года составляет:

Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель, во втором полугодии — не более 11 учебных недель. В прошлой редакции было 10 недель.

Добавили нормы о каникулах. По окончании учебного года надо предусмотреть не менее 8 недель для летних каникул. При возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе военных действий, на отдельных территориях школы могут вводить дополнительные каникулы в течение учебного года с сентября по май со сдвигом учебного процесса на летние месяцы.

Добавили требования к домашнему заданию. На следующий урок его рекомендуют задавать на текущем уроке и дублировать в электронный журнал не позднее времени окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (доклада, реферата, оформления презентации, заучивания стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.

Использование электронных средств обучения в ходе образовательной деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность, проводится в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и гигиеническими нормативами.

Федеральный календарный учебный график. Убрали норму, что организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. Теперь режим работы и график учебного года школа устанавливает самостоятельно с учетом законодательства и гигиенических нормативов — по четвертям, триместрам, индивидуальному графику.

Добавили норму о каникулах. Суммарная минимальная продолжительность каникул составляет не менее 126 дней для 5 — 9-х классов. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года: 5 — 6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулами.

При возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе военных действий, на отдельных территориях школы могут вводить дополнительные каникулы в течение учебного года с сентября по май со сдвигом учебного процесса на летние месяцы.

Обучение 5, 9-х классов и классов для обучающихся с ОВЗ проводится в первую смену.

План внеурочной деятельности. Изменили примерное распределение времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности — убрали внеурочную деятельность по учебным предметам и по формированию функциональной грамотности.

Добавили нормы о занятии «Россия — мои горизонты». На него рекомендуют отводить один час в неделю для учащихся 6 — 9-х классов. Внеурочные занятия «Россия мои горизонты» направлены на формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысления профориентационно-значимого опыта. Основной формат — профориентационное занятие.

ФОП СОО

Пояснительная записка. Увеличили минимум объема аудиторной работы обучающихся за два учебных года. Теперь он должен быть не менее 2312. Ранее был не менее 2170 — так устанавливает ФГОС СОО и его не корректировали. Причина изменений часов в ФОП ООО пока неизвестна.

Система оценки достижения планируемых результатов. Включили требования к контрольной и проверочной работам. Длительность контрольной работы, являющейся формой письменной проверки результатов обучения и оценки уровня достижения предметных, метапредметных результатов, составляет от одного до двух уроков — не более чем 45 минут каждый.

Длительность практической работы, являющейся формой организации учебного процесса, направленной на выработку у обучающихся практических умений, включая лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой контроля, составляет один урок — не более чем 45 минут.

Объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение предмета в текущем учебном году.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным результатам освоения ООП СОО, который будут применять во всех федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Федеральные рабочие программы по учебным предметам. В рабочих программах прослеживаются сходные изменения, поэтому для наглядности объединили их в таблицу.

Предмет

Изменения в ФРП

Русский язык (базовый уровень)

Добавили поурочное планирование по классам.

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания по русскому языку, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания — для ЕГЭ

Литература (базовый уровень)

Добавили поурочное планирование по классам.

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания по литературе, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования

Литература (углубленный уровень)

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания — для ЕГЭ

Родные языки и литература на родных языках

Указали, что можно корректировать общее число часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к выбору родного языка и его реализации. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке.

Заменили слово «толерантность» на «уважение»

Английский, немецкий, французский, испанский языки (базовый уровень)

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания по предмету, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования

Английский язык (углубленный уровень)

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания — для ЕГЭ

Немецкий, испанский языки (углубленный уровень)

Указали, что можно корректировать общее число часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к углубленному изучению языка. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания — для ЕГЭ

Французский язык (углубленный уровень)

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания — для ЕГЭ

Китайский язык (базовый уровень)

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания по предмету, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Заменили слово «толерантность» на «взаимоуважение»

Китайский язык (углубленный уровень)

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания — для ЕГЭ.

Заменили слово «толерантность» на «взаимоуважение»

Математика (базовый уровень)

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания по предмету, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания — для ЕГЭ. При проведении ЕГЭ по математике базового уровня из перечня (кодификатора) выбираются позиции, соответствующие ФРП по математике (базовый уровень)

Математика (углубленный уровень)

Указали, что можно корректировать общее число часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к углубленному изучению предмета. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке.

Скорректировали содержание обучения в 10-м классе — перенесли три темы о случайных величинах из 11-го класса.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания — для ЕГЭ

Информатика (базовый уровень).
Физика (базовый уровень).
Химия" (базовый уровень).
Биология (базовый уровень)

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания по предмету, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования

Информатика (углубленный уровень)

Указали, что можно корректировать общее число часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к углубленному изучению предмета. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания — для ЕГЭ

Физика (углубленный уровень).
Химия (углубленный уровень).
Биология" (углубленный уровень)

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания — для ЕГЭ

История (базовый уровень).
Обществознание (базовый уровень)

Добавили поурочное планирование.

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания по предмету, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования

История (углубленный уровень)

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания — для ЕГЭ

Обществознание (углубленный уровень)

Вернули прежнее количество часов за весь период освоения программы — 272: по 136 часов (4 часа в неделю) в 10-х и 11-х классах.

Указали, что можно корректировать общее число часов, рекомендованных для изучения предмета, с учетом индивидуального подхода школы к углубленному изучению предмета. Главное — соблюсти гигиенические нормативы к недельной образовательной нагрузке.

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания — для ЕГЭ

География (базовый уровень)

Добавили поурочное планирование.

Включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания по предмету, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования

География (углубленный уровень)

В теме 7 «Качество жизни населения» заменили слова «гендерного неравенства» на «неравенства полов».

Добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО и элементов содержания — для ЕГЭ

Физическая культура

В содержании обучения в 11-м классе скорректировали способы самостоятельной двигательной деятельности: убрали массаж и банные процедуры, добавили объективные и субъективные признаки утомления, средства восстановления после физических нагрузок и соревновательной деятельности.

Изменили содержание модулей по видам спорта: заменили слова «гендерных особенностей» на «пола», удалили фразы «на чемпионатах мира, чемпионатах Европы и других международных соревнованиях», «на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх», «в мире, в Европе,» «зарубежных», «Официальный календарь соревнований (международных, всероссийских, региональных)» и т.д.

Изменили предметные результаты изучении модуля «Самбо», содержание и результаты освоения модуля «Гандбол», результаты освоения модуля «Хоккей», содержание и предметные результаты модуля «Городошный спорт», предметные результаты модуля «Компьютерный спорт» и др.

Удалили модули «Гольф» и «Чир спорт»

ОБЗР

В содержание обучения модуля 9 «Безопасность в социуме» заменили слова «буллинг» на «психологическое насилие, систематическое издевательства, преследование».

Добавили поурочное планирование

Федеральная рабочая программа воспитания. В модуль «Классное руководство» добавили организацию и проведение родительских собраний по профессиональной ориентации обучающихся, ознакомлению с системой воспитания и дополнительного образования. В модуль «Профориентация» добавили проведение профессиональных проб.

Федеральный учебный план. Появилась норма о продолжительности учебного года — 34 недели. Увеличили количество учебных занятий до 2312 часов за 2 года.

Добавили нормы о домашнем задании. На следующий урок его рекомендуют задавать на текущем уроке и дублировать в электронном журнале не позднее времени окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (доклада, реферата, оформления презентации, заучивания стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.

Использование электронных средств обучения в ходе образовательной деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность, проводится в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и гигиеническими нормативами.

Указали, что объем максимально допустимой нагрузки в течение недели в соответствии со всеми вариантами федеральных учебных планов составляет в 10-х и 11-х классах 34 часа (5-дневная учебная неделя) и 37 часов (6-дневнаяучебная неделя). Объем максимально допустимой нагрузки в течение года составляет в каждом классе 1156 часов при 5-дневной учебной неделе и 1258 — при 6-дневной.

Федеральный календарный учебный график. Убрали норму, что организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям. Теперь режим работы и график учебного года школа устанавливает самостоятельно с учетом законодательства и гигиенических нормативов — по четвертям, триместрам, индивидуальному графику.

Добавили нормы о каникулах. Должно быть не менее 8 недель для летних каникул. При возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе военных действий, на отдельных территориях школы могут вводить дополнительные каникулы в течение учебного года с сентября по май со сдвигом учебного процесса на летние месяцы.

Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебы и каникул в течение учебного года: 5—6 недель учебных периодов чередуются с недельными каникулам. Суммарная минимальная продолжительность каникул составляет не менее 126 дней для 10-х классов и 42 дня для 11-х.

План внеурочной деятельности. Добавили нормы о занятии «Россия — мои горизонты». На него рекомендуют отводить один час в неделю. Внеурочные занятия «Россия мои горизонты» направлены на формирование готовности школьников к профессиональному самоопределению, приобретение навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысления профориентационно-значимого опыта. Основной формат — профориентационное занятие.

Указали, что на профориентацию учащихся надо выделять еженедельно до часа внеурочной деятельности. Школа сама определяет формы реализации внеурочной деятельности.

Изменения с 01.09.2026

Изменения предусмотрели только для уровня ООО. Они действуют только в части содержания обучения, предметных результатов, количества часов на изучение истории и обществознания в 8–9-х классах.

ФРП по истории

Увеличили общее число часов, рекомендованных для изучения с 340 до 476. В 5—9-х классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях. Ранее – с 01.09.2025 – надо ввести в 5—7-х классах по часу в неделю на изучение курса «История нашего края».

Перераспределили часы по тематическим блокам и скорректировали содержание тем: большинство существенно расширили. Например, в 8-м классе добавили тему «Политика правительства Александра I» и изложили подробно ее содержание. Как и в отмененных правках, нет учебного модуля «Введение в новейшую историю России».

Результаты освоения оставили прежними.

Добавили поурочное планирование для обучающихся, начавших освоение ФОП ООО до 1 сентября 2025 года, и отдельно — для учеников, начавших освоение ФОП ООО с 1 сентября 2025 года.

Также включили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания по истории, который используется в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования.

Для ОГЭ добавили перечень (кодификатор) проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО и элементов содержания.

ФРП по обществознанию

В отличие от предыдущих изменений, которые отменили этим же приказом Минпросвещения, количество часов на изучение обществознания не стали сокращать. Однако в пункте 151.3 вместо содержания обучения с 6 по 9-й класс оставили только содержание обучения в 9-м классе.

По изложению тем видно, что их оптимизировали: оставили основные и добавили изучение государственных символов, роли семьи в обществе, современных профессий — блогерства, дата-журналистики, работы маркетплейсов.

Скорректировали предметные результаты освоения программы и изложили их только для 9-го класса.

Добавили поурочное планирование для обучающихся, начавших освоение ФОП ООО до 1 сентября 2025 года. Для остальных обучающихся планирования нет. Возможно министерство внесет дополнительные изменения в ФРП по обществознанию до 01.09.2026.

Включили в программу:

Минпросвещения комментирует новшества на своем сайте: «с 1 сентября 2025 года в 6–7-х классах обществознание не изучается; в 8–9-х классах число часов, рекомендованных для изучения предмета, остается без изменений. С 1 сентября 2026 года школьники начнут изучать обществознание только в 9-м классе».

Федеральный учебный план

В сетках часов федеральных планов увеличили часы на историю. По обществознанию оставили часы только в 9-м классом. Сократили часы на физкультуру во втором варианте плана с 3 до 2. По-прежнему нет ОДНКНР.

Источник: приказ Минпросвещения от 09.10.2024 № 704.