Как организовать электронное и дистанционное обучение в школе и детском саду

Ольга Ершова, начальник Департамента образования администрации города Перми, специалист в управленческих аспектах реализации современного дошкольного образования, регулярный автор статей и спикер на отраслевых мероприятиях

Елена Литвинова, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Белгорода, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, учитель высшей категории

С сентября 2024 года действуют новые Правила электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. Предлагаем подробные инструкции, как выстроить работу в школе и детском саду. Скачивайте готовые положения, приказы и памятки.

Что изменилось в дистанционном обучении

С 1 сентября 2024 года действует новое постановление Правительства, которым утвердили Правила применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Документ распространяется в том числе на школы и детские сады.

Новые Правила существенно отличаются от предыдущих. Правительство добавило детальные нормы, которые соответствуют современным технологиям. Определили порядок введения электронного и дистанционного обучения, проведения промежуточной и итоговой аттестации, сроки публикации документов на сайте, особенности отказа от дистанционки и т. д.

Ввели также новые термины и определения. Их нет в Законе об образовании.

Пример

Новые термины из Правил электронного обучения

Информационные системы – государственные, региональные информационные системы и информационные системы образовательных организаций, эксплуатируемые при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Онлайн-курс – учебный курс, реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций и образовательных платформах, доступ к которому предоставляется через интернет, и направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения.

Цифровой образовательный контент – материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, компетенции и достижений обучающихся.

Цифровые образовательные сервисы – цифровые решения, предоставляющие возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности;

Цифровое индивидуальное портфолио обучающегося – структурированный набор данных обучающегося о его персональных достижениях, компетенции, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и документах, подтверждающих освоение онлайн-курса.

Правила устанавливают, что образовательную программу можно реализовывать дистанционно полностью или частично. В любом случае это должно соответствовать ФГОС и ФГТ (п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).

Под электронным обучением надо понимать взаимодействие обучающегося с педагогом посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет задания. Взаимодействие может происходить в режиме реального времени или быть отложено во времени.

Дистанционное обучение характеризуется применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога (п. 4 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).

Используйте чек-лист, чтобы проверить условия электронного и дистанционного обучения по новым Правилам.

Школы и детские сады должны также использовать Методические рекомендации Роспотребнадзора при применении электронного и дистанционного обучения (МР 2.4.0330-23). Рекомендации распространяются на программы дошкольного, начального, основного и среднего общего, среднего профессионального и дополнительного образования.

Как вводить электронное и дистанционное обучение

Из буквального трактования статьи 16 Закона об образовании и пункта 4 Правил можно сделать вывод, что любое применение электронных образовательных ресурсов подпадает под определение электронного образования. Поскольку новые ФГОС школы и ФОП активно ориентируют педагогов на использование электронного контента, то Правила распространяются как минимум на большинство ООП НОО, ООО и СОО. Получается, что все школы, используя ФГИС «Моя школа», в той или иной части применяют электронное обучение. Это же касается и детских садов, если они пользуются ресурсами ФГИС «Моя школа».

Решение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий надо принимать совместно со всеми участниками образовательных отношений (п. 12 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). Решение надо оформить в виде локального акта. В буквальном смысле это означает, что локальный акт должны утвердить все участники образовательных отношений. Это противоречит законодательству, так как педагоги, дети и родители не имеют такого права по уставу.

Единственный выход – поручить коллективам с представителями от педагогов, родителей и детей рассмотреть проекты актов, в которых вы регулируете электронное и дистанционное обучение, и согласовать эти документы. Например, это может быть управляющий совет или отдельно совет родителей, совет обучающихся и педсовет. Решения этих органов надо зафиксировать в протоколах. Желательно там указать обе формулировки – что органы согласовали и приняли локальные акты. Тогда вы подтвердите проверяющим, что выполнили требования новых Правил.

Пример

Фрагмент протокола заседания педсовета

ХОД ЗАСЕДАНИЯ

По вопросу о рассмотрении проекта Положения об электронном и дистанционном обучении

СЛУШАЛИ заместителя директора Устимову О.Ю.

Устимова О.Ю. рассказала о содержании проекта Положения об электронном и дистанционном обучении, объяснила необходимость его согласования и принятия педагогическим советом.

ВЫСТУПИЛИ:

По существу доклада замечаний и вопросов не поступило.

ПРОГОЛОСОВАЛИ:

За согласование и принятие Положения об электронном и дистанционном обучении – «28», против – «0», воздержались – «0».

РЕШИЛИ:

1.1. Согласовать Положение об электронном и дистанционном обучении без изменений.

1.2. Принять Положение об электронном и дистанционном обучении без изменений.

Председатель

Иванов

И. И. Иванов

Секретарь

Бабушкина

Т.Н. Бабушкина

Согласованные и утвержденные локальные акты об электронном и дистанционном обучении надо разместить на сайте школы и детского сада до 1 мая включительно. Это крайний срок, когда надо уведомить участников образовательных отношений о формате обучения в новом учебном году (п. 11 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).

Законодатель не установил детальные правила публикации, поэтому определите их самостоятельно. Например, локальные акты можно разместить в подразделах «Документы» или «Образование» раздела «Сведения об образовательной организации». Другой вариант – создать отдельный раздел «Электронное и дистанционное обучение».

Вводите элементы дистанционного обучения, если по каким-то причинам дети не могут посещать образовательную организацию. Например, заболели или возникли другие препятствия. Напомните педагогам, что сочетание самостоятельной работы и онлайн-взаимодействия в дистанционном режиме позволит соблюдать санитарные ограничения – чем младше возраст ребенка, тем меньше времени он может проводить перед экраном компьютера непрерывно.

Ситуация

Обязаны ли школы и ДОУ размещать локальный акт об электронном и дистанционном обучении по новым Правилам до 01.05.2024

Нет, не обязаны.

Постановление Правительства от 11.10.2023 № 1678, которым утвердили новые Правила применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, действует с 01.09.2024. Это значит, что все требования, которые содержатся в этих Правилах, надо применять с 01.09.2024. Это касается и нормы о том, что решение о реализации образовательных программ с применением электронного и дистанционного обучения надо принимать совместно со всеми участниками образовательных отношений путем издания локального нормативного акта и публиковать его на сайте до 1 мая текущего учебного года.

Однако может сложиться ситуация, когда проверяющие будут требовать разместить локальный акт, составленный по новым Правилам, до 01.05.2024. Объясняется это тем, что Минобрнауки направило письмо подведомственным организациям, в котором сообщило, что они вправе разместить акт до 01.05.2024 (письмо Минобрнауки от 18.03.2024 № МН-19/235). Минпросвещения не выпускало разъяснений по данному вопросу. Вы можете оспорить незаконное требование проверяющих. Подробнее – в рекомендациях «Как оспорить замечания прокуратуры», «Как отвечать на обращения госорганов».

Как организовать обучение в школе

Проводите дистанционное и электронное обучение на базе ФГИС «Моя школа». Примите положение и издавайте приказы, чтобы урегулировать текущую ситуацию. Составьте расписание дистанционных занятий и проверьте содержание ООП.

Какие ресурсы понадобятся

Для электронного и дистанционного обучения у школы и ученика должны быть три типа ресурсов: оборудование, доступ к образовательной платформе и интернет.

Оборудование

Набор оборудования одинаковый для педагога и ученика. В него входят устройства, которые позволят взаимодействовать с цифровым контентом и выполнять задания:

  • стационарный компьютер с монитором, ноутбук или планшет, к которому можно присоединить клавиатуру;
  • клавиатура и мышь;
  • микрофон;
  • стереонаушники;
  • веб-камера;
  • принтер и сканер;
  • фото- и видеокамера цифровая.

Чтобы обучать детей начальных классов с помощью ноутбуков, понадобится дополнительная клавиатура (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Предупредите об этом родителей.

В классах может понадобиться дополнительное оборудование – интерактивные доски, проекторы и др.

При выборе оборудования ориентируйтесь на МР 2.4.0330-23. Например, Роспотребнадзор рекомендует использовать интерактивные доски и панели с токопроводящими поверхностями, которые передают информацию в компьютер при нажатии на поверхность доски и не требуют применения маркеров. Лучше, если доска будет обратной проекции, когда проектор размещается позади доски. Это исключает слепящий эффект от лампы проектора и тень пользователя на проецируемом изображении.

У интерактивных панелей должен быть максимальный угол обзора по вертикали и горизонтали – более 170°. Это обеспечит контрастность изображения и не исказит цветопередачу (п. 2.6 МР 2.4.0330-23).

Роспотребнадзор также рекомендует вносить сведения о наличии оборудования и соответствии его требованиям безопасности в журнал по форме из приложения 1 к МР 2.4.0330-23. Его можно вести на бумажном или электронном носителе. Воспользуйтесь готовым образцом.

Если у учеников нет дома компьютеров или планшетов, на которых они смогут обучаться дистанционно, выдайте школьные. Передавайте их родителю по акту или расписке. Составьте ее в свободной форме. Укажите, кому и когда выдали гаджет, запишите модель и срок, в течение которого ребенок будет использовать его дома. Акт или расписку храните в школе.

Цифровая образовательная платформа

С 2023 года школы должны использовать ФГИС «Моя школа» в качестве единой платформы для детей, учителей и родителей (ч. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Федеральная система предоставляет доступ к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам на всей территории страны.

ФГИС «Моя школа» создали, чтобы:

  • создать современную и безопасную образовательную среду;
  • обеспечить равный доступ к качественному образовательному контенту и цифровым сервисам по всей территории России для всех обучающихся;
  • повысить уровень цифровой грамотности педагогов с использованием дистанционных технологий;
  • создать возможности для вовлечения родителей в процесс образования детей;
  • организовать взаимодействие региональных и федеральных систем, использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия.

В каталоге ФГИС «Моя школа» есть более 10 тыс. единиц материалов, которые можно использовать в обучении и воспитании. Подробнее о подключении к системе и работе в ней – в рекомендации «Как использовать ФГИС «Моя школа».

Нельзя использовать другие платформы при реализации основных общеобразовательных программ, если одновременно будут обрабатываться персональные данные учеников (ч. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Дополнительно может возникнуть риск, что контент из других источников не входит в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов. В таком случае его использовать тоже нельзя (п. 3 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Уделите внимание мессенджерам, через которые организуете взаимодействие между детьми, учителями и родителями. С 1 марта 2023 года нельзя пересылать персданные и сведения о платежах через иностранные мессенджеры, если предоставляете государственную или муниципальную услугу, выполняете государственное или муниципальное задание. Перечень запрещенных сервисов утверждает Роскомнадзор (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2022 № 584-ФЗ, информация Роскомнадзора от 01.03.2023).

В предварительный список запрещенных мессенджеров включили: Telegram, Viber, WhatsApp, Skype for Business, Discord, Microsoft Teams, Snapchat, Threema, WeChat. Ожидается, что список будет пополняться новыми сервисами, которые принадлежат иностранным лицам и через которые можно передавать информацию только между получателями без публикации ее в интернете.

Поручите ответственным регулярно проверять, чтобы школьные условия получения доступа к электронной информационно-образовательной среде соответствовали новым Правилам. Предоставьте доступ ученикам, родителям и педагогам к учебным планам, рабочим программам предметов, курсов, дисциплин, модулей и практик, изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, содержащим электронные учебно-методические материалы, указанным в рабочих программах, в том числе к онлайн-курсам, а также ФГИС «Моя школа». Такой доступ должен быть у школьников независимо от места их нахождения.

Фиксируйте ход образовательного процесса, результаты промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации. Формируйте цифровое индивидуальное электронное портфолио ученика. Например, оно может быть в виде сохраненных работ, рецензий и оценок в отношении этих работ (п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). Технические возможности ФГИС «Моя школа» позволяют это обеспечить без привлечения дополнительных ресурсов.

Какие документы принять

Чтобы организовать электронное и дистанционное обучение, примите положение, издайте приказ, разработайте расписание и внесите изменения в образовательные программы.

Положение об электронном и дистанционном обучении

Урегулируйте общие вопросы в локальном акте, например положении об электронном и дистанционном обучении. Можете включить в него все аспекты, которые обязывает определить Правительство:

  • основные средства обучения и цифровой образовательный контент, виды используемых дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ или их частей;
  • способы применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, необходимость и ограничения по применению цифровых образовательных сервисов и цифрового образовательного контента в обучении, которые учитываются при разработке образовательных программ;
  • образовательные программы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • порядок оказания учебно-методической помощи учащимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
  • порядок оказания технической помощи учащимся и педагогам;
  • соотношение объема занятий, проводимых в форме контактной работы школьников с педагогами, и объема занятий, проводимых на иных условиях, а также с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • порядок фиксации хода образовательного процесса, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации;
  • перечень лиц, ответственных за поддержку применяемых технологий.

Если удобно, то отдельные вопросы можно урегулировать в приказе или образовательной программе, которая будет предполагать использование электронного и дистанционного обучения. Однако желательно осветить все перечисленные вопросы в положении, хотя бы общими фразами. Если проверяющие увидят их в одном локальном акте, будет меньше претензий с их стороны.

Воспользуйтесь готовым образцом.

Видеоинструкция, как составить положение об электронном и дистанционном обучении в школе

Если у вас не открывается видео в YouTube, перейдите по ссылке. Вы попадете на страницу видеоинструкции. В верхнем правом углу кликните «Настройки воспроизведения» и выберите воспроизведение видео с сервера системы. Теперь все видео вы сможете просматривать без ограничений.

Приказ о введении дистанционного обучения

Чтобы организовать временное дистанционное обучение одного или нескольких учеников, издайте приказ. Установите ответственного за удаленное взаимодействие. Например, поручите каждому классному руководителю отвечать за дистанционное обучение в его классе, а общий контроль возложите на заместителя директора.

Если функции по организации и контролю дистанционного обучения не входят в должностные обязанности по трудовому договору с работником, то заключите с ним дополнительное соглашение по статье 60.2 ТК. Установите расширение объема работ и доплату за это.

Поручите ответственному проинформировать родителей об условиях дистанционного обучения: в каком порядке проходит, где ознакомиться с расписанием, куда отправлять готовые работы и получать новые задания, как проводите текущий и итоговый контроль, консультации. Для этого попросите вывесить приказ о дистанционном обучении и дополнительную информацию на сайте школы и стенде, например, вместе с положением об электронном и дистанционном обучении.

Воспользуйтесь готовыми образцами.

Если вводите дистанционное обучение по инициативе родителя, возьмите от него заявление, например, об организации дистанционного обучения его ребенка на время болезни. Предусмотрите это правило в положении об электронном и дистанционном обучении.

Расписание дистанционных занятий

Для дистанционных занятий может потребоваться отдельное расписание, отличное от обычных очных уроков. Можете составить его в «Яндекс.Документы». Там есть аналог электронных Google-таблиц. Ими могут пользоваться сразу несколько человек. Например, любой без права редактирования может отфильтровать информацию. А учителя с доступом быстро внесут корректировки при необходимости. Такая форма будет удобна, когда дети и родители не имеют доступа к бумажным версиям расписания, так как не посещают школу.

Поручите указать в расписании время занятия, класс, учителя и дисциплину. Добавьте тему или раздел, который понадобится во ФГИС «Моя школа», – так школьники и родители быстро сориентируются в контенте.

Рекомендуем дублировать информацию о расписании занятий на электронной платформе, в электронном дневнике, мессенджерах, делайте рассылку по электронной почте. Ведь какое-то устройство может не работать, или родитель забудет проверить таблицу, почту и пр.

Проконтролируйте, чтобы дистанционные занятия для всех категорий детей заканчивались до 18.00, а продолжительность занятия не превышала 40 минут. Расписание дистанционных занятий должно учитывать дневную и недельную динамику умственной работоспособности детей и трудность учебных предметов (п. 3.5.12 СП 2.4.3648-20). Подробнее читайте в рекомендации «Как установить режим занятий в школе».

Напомните учителям, что при планировании дистанционного занятия надо учитывать и нормы непрерывной работы с компьютерами и ноутбуками (п. 3.5.9 СП 2.4.3648-20, таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21). Подробнее – в таблице.

Максимальная продолжительность работы с компьютерами и ноутбуками для школьников

Классы

На уроке, минут

Суммарно за день, минут

1–2-е

20

40

3–4-е

25

50

5–9-е

30

60

10–11-е

35

70

Если ребенок должен одновременно смотреть на экран и записывать что-то в тетради, то нужно соблюдать другие нормы. В таком случае продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет – 7 минут, для учеников 1–4-х классов – 10 минут, для 5–9-х – 15 минут.

Предупредите педагогов, что на дистанционные занятия распространяется норма о запрете использования больше двух гаджетов одновременно. Например, можно работать с интерактивной доской и компьютером или планшетом – на выбор, но не одновременно (п. 3.5.2 СП 2.4.3648-20). Мобильные средства связи использовать нельзя.

Напомните педагогам, что даже при дистанционных занятиях надо проводить физкультминутки, гимнастику для глаз. Педагог должен контролировать осанку, в том числе и во время использования электронных средств обучения (п. 2.10.2 СП 2.4.3648-20). В середине урока организуйте перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей.

Предложите педагогам использовать формы двигательной активности в течение учебного дня из приложения 4 к МР 2.4.0330-23, а также комплексы упражнений из приложения 5. Роспотребнадзор рекомендует проводить упражнения в игровой форме. Продолжительность суточной физической активности должна составлять минимум 60 минут в день, включая умеренную и высокую интенсивность (п. 2.18 МР 2.4.0330-23).

Постарайтесь придерживаться рекомендации Роспотребнадзора о том, чтобы переводить 1–5-е классы на смешанное или дистанционное обучение в последнюю очередь (п. 2.20 МР 2.4.0330-23). Это позволит детям лучше адаптироваться к учебному процессу.

Образовательные программы

Проверьте, чтобы в ООП было указано, что для ее реализации используете электронные образовательные ресурсы. Новые ФГОС обязывают указывать это в тематическом планировании для каждой темы (п. 31.1 ФГОС НОО – 2021, п. 32.1 ФГОС ООО – 2021, п. 18.2.2 ФГОС СОО). Подробнее – в материале «Как составить рабочую программу предмета, курса, модуля».

Если вводите дистанционное обучение, также отразите это в ООП. Например, укажите в пояснительной записке, что части программы могут быть реализованы в том числе с помощью дистанционных технологий. При желании уточните в рабочих программах, какие темы преподавали дистанционно. Скорректируйте систему оценки достижения планируемых результатов целевого раздела ООП, если она отличается, – допишите новые формы контроля, которые используете при дистанционном обучении.

Как контролировать результаты обучения

Поручите педагогам контролировать результаты обучения, как и прежде – в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации.

Для текущего контроля попросите заполнять журнал в обычном режиме. При этом можно сделать пометку в графе «Комментарии» или «Тема урока», что занятие проводилось дистанционно. Попросите выставлять оценки за работы в графы с теми датами, когда ученик их выполнял.

Правительство установило дополнительные требования для случаев, когда проводите текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию в электронной форме или дистанционно. Эти требования распространяются и на итоговую аттестацию – например, при реализации программ дополнительного образования (п. 19 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). Школа должна определить:

  • способ идентификации или аутентификации учащихся;
  • порядок использования сервиса контроля условий проведения аттестации и текущего контроля успеваемости в целях фиксации нарушений (сервис прокторинга);
  • порядок действий учащихся и педагога при возникновении технических проблем, препятствующих проведению аттестации и текущего контроля успеваемости в дистанционном формате;
  • порядок, сроки и способы информирования учащихся о порядке проведения аттестации и текущего контроля успеваемости, а также о способе ознакомления с их результатами.

Закрепите эти правила в положении об электронном и дистанционном обучении или отдельном положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Включите в положение также порядок применения сервиса прокторинга и сервисов взаимодействия педагогов с учениками и родителями посредством видео-конференц-связи, быстрого обмена текстовыми сообщениями, фото-, аудио- и видеоинформацией, файлами (п. 20 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).

Поручите заместителю директора контролировать, сколько учеников посетили дистанционные занятия, сколько заболели и не учатся. Можете ввести отдельные обозначения для разных категорий учеников. Например, для очных уроков предусмотрите обозначение «О», дистанционных – «Д», для заболевших учеников – «З».

Если педагог решил, что целесообразнее перенести промежуточную аттестацию и провести ее, когда ученик вернется в очный формат, то должен отразить это в тематическом планировании рабочей программы. Также можно предусмотреть, что после восстановления обычного режима обучения учитель отводит часть урока на проверку пройденного материала. Закрепите эти положения в ООП или локальном акте, регламентирующем текущий контроль и промежуточную аттестацию.

Как взаимодействовать с родителями при дистанционном обучении

Поручите заместителю директора контролировать, как учителя взаимодействуют с родителями, например, в рамках мероприятий ВСОКО. При дистанционном обучении это особенно важно, потому что родители организуют рабочую обстановку для ребенка и следят, чтобы он вовремя участвовал в учебном процессе. По сути от родителей зависит, насколько ребенок сможет учиться дистанционно. Главное, чтобы учителя вовремя информировали родителей о расписании занятий, когда и как ребенок должен выполнить задание, куда прислать его или где разместить. Связываться с родителями можно любым удобным способом – в мессенджерах, по электронной почте. Родитель должен быть в курсе всех деталей дистанционного обучения.

Чтобы организовать оперативное информирование родителей, попросите их установить «VK Мессенджер». Он связан с платформой ФГИС «Моя школа». В нем можно создавать группы, например «Дистанционное обучение». Попросите педагогов установить сроки передачи материалов – ссылок на электронные материалы, видеоконференции и пр. – и строго придерживаться их. Лучше дополнительно напоминать ученикам и родителям об онлайн-мероприятиях накануне.

Оформите раздел «Дистанционное обучение» на сайте образовательной организации. Публикуйте в нем организационные документы, расписания, ссылки на обучающие ресурсы (п. 20 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).

Поручите педагогам отвести фиксированное время для обратной связи с родителями. Например, четверг с 16:00 до 18:00. Расскажите родителям, что дистанционное обучение может даваться ученикам сложнее, чем очное, поскольку меняется форма подачи материала, возрастают требования к самостоятельности, уменьшается непосредственный контроль за действиями ученика со стороны учителя, мешают технические накладки. Если есть данные от педагогов, расскажите, на какие сложности жалуются ученики.

Чтобы облегчить ситуацию для обучающихся, рекомендуйте родителям придерживаться поддерживающего тона взаимодействия с детьми, избегать любых устрашений, следовать рекомендациям по организации условий домашнего обучения.

Предупредите родителей, что вы можете обратиться к ним персонально. Это может произойти в случаях, если у их ребенка возникнут не разрешимые силами педагогов сложности в дистанционном обучении. Объясните родителям, при каких условиях вы можете обратиться к ним. Например: пропуск более чем трех учебных дней без уважительной причины; регулярное (не менее недели) невыполнение домашних заданий; намеренное нарушение хода дистанционного занятия; нецензурная брань, агрессивное поведение в общем чате и т. п.

Объясните родителям, что они обязаны обеспечить получение детьми общего образования, соблюдать Правила внутреннего распорядка школы и требования других локальных актов, которые в том числе устанавливают режим занятий и регламентируют образовательные отношения (ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Чтобы родителям было легче организовать условия обучения для ребенка, поделитесь с ними памятками от Минпросвещения. Их разработали специально для родителей и детей.

Учителям передайте другую памятку – по взаимодействию с родителями. В ней советы, как наладить контакт с родителями, избежать конфликтов и недопониманий.

Посоветуйте родителям также использовать рекомендации Роспотребнадзора по дистанционному обучению в домашних условиях из раздела III МР 2.4.0330-23. Специалисты подсказали, как оборудовать рабочее место дома, подобрать мебель и освещение. 

Ситуация

Надо ли составлять отдельно положение о промежуточной и итоговой аттестации при дистанционном обучении

Нет, не надо.

Если предусмотрели отдельные правила для промежуточной и итоговой аттестации при дистанционном обучении, закрепите их в общем локальном акте – положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Можете включить правила в локальный акт, который регулирует дистанционное обучение, например в положение о дистанционном обучении. Тогда сделайте на него отсылку в общем положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Иначе проверяющие органы могут придраться и вынести предписание.

Ситуация

Можно ли использовать социальные сети для дистанционного обучения

Да, можно, если это российские соцсети.

Правительство установило требование, что программное обеспечение, используемое в составе дистанционных образовательных технологий, а также для реализации образовательных программ, идентификации обучающегося в составе сервисов прокторинга, видео-конференц-связи, быстрого обмена текстовыми сообщениями, фото-, аудио- и видеоинформацией, файлами должны создаваться и использоваться в соответствии с законодательством РФ или быть в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 21 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).

Например, ФГИС «Моя школа» интегрирована с профилем «Сферум», который является учебной платформой «ВКонтакте» и связан с «VK Мессенджером». Последний входит в единый реестр с номером записи 17092.

Ситуация

Может ли ученик или родитель отказаться от применения электронного и дистанционного обучения

Нет, не может.

Правительство установило, что решение о вводе электронного и дистанционного обучения, а также порядок и особенности его применения надо закрепить в локальном акте. Его утверждают с согласия всех участников образовательных отношений, публикуют на сайте школы (п. 11, 12, 20 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). Следовательно, ученики и родители в курсе, что при реализации программ будут применять электронный и дистанционный формат, а также знают особенности его применения. Более того, родители и ученики дали на это свое согласие. В таком случае в дальнейшем уже нельзя отказаться от электронного и дистанционного формата обучения.

Единственное исключение, которое предусмотрело Правительство, – если решение и правила электронного, дистанционного обучения не были закреплены в локальном акте школы по отношению к реализации ООП НОО, ООО и СОО. В этом случае родитель или совершеннолетний ученик может написать заявление с отказом о применении электронного и дистанционного обучения. Тогда школа обязана учить ребенка без электронных образовательных ресурсов и с очным взаимодействием педагога с учеником (п. 12 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).

Ситуация

Как ввести дистанционное обучение, если у ученика нет дома компьютера, других гаджетов и интернета

Передавайте ученику задания на 1–2 недели и после проверяйте выполненные работы за этот период.

Если ученик не имеет технической возможности участвовать в электронном обучении, увеличьте количество его самостоятельной работы. Поручите учителю давать задания на длительный срок, а потом их разом проверять и комментировать. Дополнительные разъяснения учитель может давать по телефону.

Если в школе есть гаджеты для обучения (ноутбук, планшет), а у ребенка – нет, выдайте ему устройства на дом. Передайте устройство родителю по акту или расписке. Составьте ее в свободной форме. Укажите, кому и когда выдали гаджет, запишите модель и срок, в течение которого ребенок будет использовать его дома. Акт или расписку храните в школе.

Ситуация

Что делать, если родители отказываются организовывать для ребенка дистанционное обучение

Проведите с родителями беседу. Объясните, что дистанционное обучение – не форма обучения, а средство и способ организации учебного процесса (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Школа вправе самостоятельно решить, когда применять дистанционные технологии с учетом сложившихся обстоятельств. Родитель не участвует в выборе средств и способов обучения, но может высказать свое мнение. Для этого решение о введении дистанционного обучения и правила его применения школа утверждает локальным актом, который предварительно согласует с учениками и родителями (п. 11, 12 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678). Если такой акт есть в школе и в нем предусмотрен электронный или дистанционный формат для реализации ООП НОО, ООО и СОО, то от него нельзя отказаться.

Например, дистанционное обучение может применяться в интересах ребенка, если введены ограничения по посещению на уровне органов государственной власти, либо ребенок не может посещать школу по причине состояния своего здоровья, либо в связи с отсутствием вакцинации и т. д.

Напомните родителям, что у них есть право выбрать форму образования ребенка – вне образовательной организации или в ней. При этом родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования, соблюдать Правила внутреннего распорядка школы и требования других локальных актов, которые в том числе устанавливают режим занятий и регламентируют образовательные отношения (ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Определите, родители не хотят организовать обучение ребенка в дистанционном формате или у них нет такой материальной возможности. Если родители не хотят исполнять свои обязанности перед детьми, обратитесь в органы опеки и попечительства. Проинформируйте их о том, что родители не выполняют обязанности по образованию ребенка (п. 3 ст. 56 СК).

Если у родителей нет материальных возможностей, чтобы организовать дистанционное обучение ребенка, – нет компьютера, ноутбука, интернета – предложите им содействие в этом вопросе при наличии такой возможности. Если в семье есть более сложно решаемые ситуации, например невозможность полноценно выделить учебное место для ребенка на полный день обучения или обеспечить надзор за ребенком, то при желании они могут выбрать другую форму обучения или получения образования. У родителей всегда сохраняется право забрать ребенка из образовательной организации для семейного образования или запросить у организации индивидуальный учебный план, который позволит организовать образовательный процесс оптимально для конкретного ребенка.

Ситуация

Можно ли внеурочную деятельность реализовывать дистанционно

Да, можно.

Внеурочная деятельность – часть основной образовательной программы. Реализуйте ее дистанционно, так же как и уроки. Используйте ресурсы ФГИС «Моя школа».

Внесите изменения в рабочие программы курсов и план внеурочной деятельности – отразите новые темы и формы проведения дистанционных занятий.

Как организовать обучение в детском саду

Чтобы проводить обучение воспитанников дистанционно или с применением электронных ресурсов, используйте подходящие платформы и проверьте оборудование. Разработайте документы и скорректируйте содержание ООП.

Внимание

Не обучайте детей до пяти лет дистанционно

Санитарные правила запрещают использовать для их обучения гаджеты даже при очных занятиях (п. 2.10.2 СП 2.4.3648-20).

Какие ресурсы понадобятся

Для электронного и дистанционного обучения у воспитателя и ребенка должны быть три типа ресурсов: оборудование, доступ к образовательной платформе и интернет.

Оборудование

Понадобятся устройства для работы с цифровым контентом. Набор одинаковый для педагога и воспитанника. Примерный перечень оборудования для комфортного дистанционного обучения:

  • стационарный компьютер с монитором или ноутбук;
  • клавиатура и мышь;
  • микрофон;
  • стереонаушники;
  • веб-камера;
  • принтер и сканер;
  • фотокамера цифровая.

При выборе оборудования ориентируйтесь на МР 2.4.0330-23. Роспотребнадзор также рекомендует вносить сведения о наличии оборудования и соответствии его требованиям безопасности в журнал по форме из приложения 1 к МР 2.4.0330-23. Его можно вести на бумажном или электронном носителе. Воспользуйтесь готовым образцом.

Цифровая образовательная платформа

С 2023 года детские сады должны применять исключительно государственные информационные системы и ресурсы при реализации основных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, сопряженных с обработкой персданных детей (подп. «д» п. 1 Перечня, утв. Президентом 24.09.2021 № Пр-1808ГС, ч. 3.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). 

Программа дошкольного образования – основная общеобразовательная, поэтому требование о ФГИС применимо к ней в полной мере. Для детей дошкольного возраста отдельную систему не разработали, но во ФГИС «Моя Школа» добавили контент, который могут использовать воспитатели (постановление Правительства от 22.09.2023 № 1545).

Использование любых других систем и сервисов допустимо только в случае, если не передаются никакие персональные данные детей. Это означает, что не надо проходить авторизацию с указанием фамилии, имени, отчества, иных личных сведений воспитанника, а также что эти сведения никак не передаются во время электронного занятия. Например, можно использовать видео с уроками, которые воспитатели размещают на своих персональных сайтах или образовательных платформах.

Предупредите работников, что с 1 марта 2023 года нельзя пересылать персданные и сведения о платежах через иностранные мессенджеры, если предоставляете государственную или муниципальную услугу, выполняете государственное или муниципальное задание. Перечень запрещенных сервисов утверждает Роскомнадзор (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2022 № 584-ФЗ, информация Роскомнадзора от 01.03.2023).

В предварительный список запрещенных сервисов включили: Telegram, Viber, WhatsApp, Skype for Business, Discord, Microsoft Teams, Snapchat, Threema, WeChat. Ожидается, что список будет пополняться новыми сервисами, которые принадлежат иностранным лицам и через которые можно передавать информацию только между получателями без публикации ее в интернете.

Предложите воспитателям использовать «VK Мессенджер». Это российский сервис, который прошел проверку и вошел в состав ФГИС «Моя школа». Однако им можно пользоваться и отдельно. Так вы будете уверены, что персданные работников и детей защищены, а проверяющие не сделают замечание.

Какие документы принять

Чтобы организовать электронное и дистанционное обучение воспитанников, примите положение, издайте приказ, разработайте расписание и внесите изменения в образовательные программы.

Положение об электронном и дистанционном обучении

Урегулируйте общие вопросы в локальном акте, например положении об электронном и дистанционном обучении. Можете включить в него все аспекты, которые обязывает определить Правительство:

  • основные средства обучения и цифровой образовательный контент, виды используемых дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ или их частей;
  • способы применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, необходимость и ограничения по применению цифровых образовательных сервисов и цифрового образовательного контента в обучении, которые учитываются при разработке образовательных программ;
  • образовательные программы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при их наличии;
  • порядок оказания учебно-методической помощи воспитанникам, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
  • порядок оказания технической помощи воспитанникам и педагогам;
  • соотношение объема занятий, проводимых в форме контактной работы воспитанников с педагогами, и объема занятий, проводимых на иных условиях, а также с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
  • порядок фиксации хода образовательного процесса;
  • перечень лиц, ответственных за поддержку применяемых технологий.

Если удобно, то отдельные вопросы можно урегулировать в приказе или образовательной программе, которая будет предполагать использование электронного и дистанционного обучения. Однако желательно осветить все перечисленные вопросы в положении, хотя бы общими фразами. Если проверяющие увидят их в одном локальном акте, будет меньше претензий с их стороны.

Воспользуйтесь готовым образцом.

Приказ о введении дистанционного обучения

Если необходимо организовать временное дистанционное обучение одного или нескольких воспитанников, издайте приказ. Установите ответственного за удаленное взаимодействие. Например, поручите воспитателю отвечать за дистанционное обучение в его группе, а общий контроль возложите на старшего воспитателя.

Если функции по организации и контролю дистанционного обучения не входят в должностные обязанности по трудовому договору с работником, то заключите с ним дополнительное соглашение по статье 60.2 ТК. Установите расширение объема работ и доплату за это.

Поручите ответственному проинформировать родителей об условиях дистанционного обучения: в каком порядке проходит, где ознакомиться с расписанием, куда отправлять готовые работы и где получать новые задания. Для этого попросите вывесить приказ о дистанционном обучении и дополнительную информацию на сайте детского сада и стенде.

Дистанционное обучение можно организовать по устной договоренности с родителем. Однако, поскольку дошкольное образование необязательно, удобнее оформлять дистанционку по заявлению родителя. Предусмотрите это правило в положении об электронном и дистанционном обучении.

Воспользуйтесь готовыми образцами.

Видеоинструкция, как составить приказ о переходе на дистанционное обучение в детском саду

Если у вас не открывается видео в YouTube, перейдите по ссылке. Вы попадете на страницу видеоинструкции. В верхнем правом углу кликните «Настройки воспроизведения» и выберите воспроизведение видео с сервера системы. Теперь все видео вы сможете просматривать без ограничений.

 

Расписание дистанционных занятий

Поручите ответственному составить расписание дистанционных занятий – например в «Яндекс.Документы». В электронной таблице укажите время, группу, воспитателя и тему. Расписание надо опубликовать на сайте и отправить родителю – по электронной почте или в мессенджере.

Проконтролируйте, чтобы дистанционные занятия для всех категорий детей заканчивались до 18.00. Расписание дистанционных занятий должно учитывать дневную и недельную динамику умственной работоспособности детей (п. 3.5.12 СП 2.4.3648-20). Подробнее читайте в рекомендации «Как составить режим дня в детском саду».

Напомните педагогам, что при планировании дистанционного занятия надо учитывать и нормы непрерывной работы с гаджетами (п. 3.5.9 СП 2.4.3648-20, таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21). В детском саду с компьютерами и ноутбуками могут работать дети 6–7 лет: до 15 минут на занятии и до 20 минут в день. Если ребенок должен одновременно смотреть на экран и записывать что-то в тетради, то продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5–7 лет – 7 минут.

Предупредите педагогов, что мобильные средства связи для обучения использовать нельзя. На дистанционные занятия также распространяется норма о запрете использования больше двух гаджетов одновременно. Например, можно работать с интерактивной доской и компьютером или планшетом – на выбор, но не одновременно (п. 3.5.2 СП 2.4.3648-20).

Пример

Идеи занятий при дистанционном обучении воспитанников

Утренняя зарядка в прямом эфире

Сидя дома, ребенок может испытывать дефицит двигательной активности. Чтобы ее компенсировать, воспитатель проводит утреннюю зарядку с детьми по видеосвязи. Если не все семьи смогут подключиться к зарядке в прямом эфире, запишите видео и пришлите родителям ссылку.

Используйте знакомые детям движения и музыкальное сопровождение. Воссоздайте дома режимный момент, к которому дошкольники привыкли в детском саду. Дети смогут продемонстрировать родителям, как умеют выполнять упражнения, и проконтролируют, как их выполняет мама или папа. Совместная зарядка подарит всем членам семьи заряд положительных эмоций на весь день.

Игра «Как помочь Кузе?»

Воспитатель записывает видеообращение от лица знакомой детям игрушки-персонажа, которую используете на занятиях в группе. В обращении сообщите, что Кузе нужна помощь. Он забыл в детском саду свой сундучок. Ему нужен пропуск с кодом, иначе заведующая его туда не пустит. Кузя передал родителям конверт с заданиями, которые ребенок должен выполнить в течение дня и узнать код.

В качестве кода – буквы из названия детского сада за каждое задание, в качестве заданий – любые посильные ребенку поручения по дому. В зависимости от ситуации эту игру родители могут проводить в течение 2–3 дней. В конце итогового дня родители вместе с ребенком складывают бумажные листочки с буквами в слово, фотографируют и отправляют воспитателю. На следующий день получают видео с благодарностью от Кузи.

Такая игра не только занимает ребенка дома, но и развивает его творческое воображение, а главное – помогает родителям в игровой форме создать ситуацию, когда задание нужно выполнить обязательно.

Графический диктант

Старшим дошкольникам предложите задание – выполнить графический диктант. Задача родителей – подготовить рабочее место, чтобы ребенку было удобно, и обеспечить тишину в комнате. Задание потребует от ребенка сосредоточенности и внимательности.

Возьмите тетрадный лист в клетку, так как рисовать вы будете строго по клеткам. Это может быть любая фигура, но не очень большая: дом, танк, собака, рыба, робот.

Рассчитывайте время так, чтобы ребенок успел за занятие выполнить графический диктант до конца. Продолжительность занятия – не более 10–15 минут.

Объясните ребенку, что сейчас вы будете вместе с ним рисовать по клеткам, но не говорите, какую именно фигуру. Чтобы получился рисунок, ребенок должен внимательно слушать, в каком направлении проводить линии и сколько клеток вправо-влево, вверх-вниз отсчитывать.

Затем вы начинаете четко проговаривать направление движения руки и параллельно рисуете рисунок на своем листе, ребенок – на своем. В конце занятия вы показываете ребенку на экране свой рисунок, а ребенок сверяет, так ли у него получилось.

Такое занятие развивает внимание, умение слушать, логику, пространственное воображение, а также готовит руку к письму. 

Образовательные программы

Проверьте, чтобы в ООП было указано, что ее части могут быть реализованы в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Например, в содержательном разделе среди описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы можете упомянуть, что проводите занятия с помощью дистанционных технологий и педагог вправе применять электронные образовательные ресурсы для детей от пяти лет.

ФОП ДО уже содержит готовую формулировку в пункте 23.3. Ее можно использовать, не меняя.

Пример

Формулировка ФОП ДО о дистанционном обучении

23.3. При реализации образовательных программ дошкольного образования могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при реализации Федеральной программы должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.

Как контролировать результаты обучения

Контролируйте результаты дистанционных занятий в обычном порядке – как запланировали в ООП ДО. Например, в ФОП ДО указано, что контроль достижений планируемых результатов проводится посредством педагогической диагностики. Ее основной метод – наблюдение. Педагог наблюдает за поведением ребенка в деятельности – игровой, общении, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной.

В процессе наблюдения отмечайте особенности проявления ребенком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксируйте реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и т. д. Результаты наблюдения оформляйте, как вам удобно. Способ и форму их регистрации педагог выбирает самостоятельно (п. 16.7 ФОП ДО).

Как взаимодействовать с родителями при дистанционном обучении

Дистанционное обучение на уровне дошкольного образования будет эффективным при достаточном вовлечении родителей. Объясните им, что получение дошкольного образования необязательно, поэтому они могут проводить занятия с ребенком самостоятельно. Однако если они хотят, чтобы воспитатель проводил дистанционные занятия, то должны создать для этого условия.

Главная задача родителя – обеспечить ребенка необходимыми гаджетами и спокойной удобной обстановкой, заинтересовать дошкольника новыми знаниями и встречей с педагогом в прямом эфире. Чтобы родителю была понятнее суть организации дистанционных занятий – передайте ему памятку. В ней основные принципы дистанта в детском саду.

Чтобы организовать оперативное информирование родителей, попросите их установить «VK Мессенджер». По иностранным сервисам нельзя передавать персданные воспитанников, поэтому взаимодействовать через них будет сложно.

Попросите педагогов установить сроки передачи материалов – ссылок на электронные материалы, видеоконференции и пр. – и строго придерживаться их. Лучше дополнительно напоминать родителям об онлайн-мероприятиях накануне.

Оформите раздел «Дистанционное обучение» на сайте детского сада. Публикуйте в нем организационные документы, расписания, ссылки на обучающие ресурсы (п. 11, 20 Правил, утв. постановлением Правительства от 11.10.2023 № 1678).

Чтобы дистанционное обучение было эффективным и комфортным для всех участников образовательных отношений, проводите анкетирование родителей. Так вы сможете узнать, какие сложности возникают у семьи при дистанте и что лучше скорректировать. Воспользуйтесь готовой анкетой.

Предложите педагогам разработать методические материалы в помощь родителям. Это могут быть рабочие альбомы для детей по всем тематическим неделям и основным разделам: речевое развитие, обучение грамоте, математика, окружающий мир и т. д.

Чтобы воспитателю было проще сориентироваться в организации дистанта, передайте ему памятку с основными правилами работы. Она поможет выстроить конструктивный диалог с родителями.